III Человек и общество

1.Проблема несправедливости социальных отношений в обществе Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин умирает, когда генерал ему устроил разнос. И. С. Тургенев. «Муму». Барыня разлучила Герасима с любимой им Татьяной, выдав ее замуж за пьяницу. «Записки охотника». Писатель показывает богатство внутреннего мира крепостных крестьян, которые оказываются людьми более достойными, чем их хозяева. Рассказ «Петр Петрович Каратаев» о любви небогатого дворянина и крепостной девушки, принадлежавшей богатой и жестокой барыне. Конец этой любви трагичен именно из-за социального неравенства. В. Г. Короленко. «В дурном обществе». Сын судьи Вася дружит с живущими в страшном подземелье Валеком и Марусей. Он пытается помочь вылечить больную Марусю, но безрезультатно. Н.А.Некрасов. Стихотворение «Железная дорога».Спор генерала и лирического героя о том, кто строил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства жизни: те, кто надрывался «под зноем, под холодом», даже не получили причитающихся им денег. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Н С. Лесков. «Левша». Главный герой, Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине. А М Горький. Повесть «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни».
2.В чем заключается смысл жизни человека? А. С. Пушкин.«Евгений Онегин». Поиск смысла жизни молодым героем, который, «условий света свергнув бремя», не смог найти истинную цель. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Несчастье Печорина, по его собственному признанию, состоит в том, что не понял он своего предназначения, он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применения. И А. Гончаров. «Обломов». Хороший, добрый, талантливый человек Илья Обломов не сумел преодолеть свою апатиюя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведёт к нравственной смерти. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Главное в лучших героях романа -Андрее Болконском и Пьере Безухове – стремление к нравственному самосовершенствованию, они хотят приносить добро людям. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Для Сони Мармеладовой главное – приносить людям добро, помогать им. Она спасает детей своей мачехи от голода, едет за Раскольниковым на каторгу, ее уважают даже закоренелые разбойники.
3.Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? А. С. Пушкин. «Евгений Онегин».Первая глава романа посвящена рассказу о юности Онегина. Поверхностное воспитание сделало из него человека, который неспособен трудиться. И А. Гончаров. «Обломов».В одной из важнейших частей романа раскрываются проблемы воспитания: в «Сне Обломова» показано, как атмосфера лени, нежелания трудиться, мыслить уродуют душу ребёнка. Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографическая трилогия Л. Толстого – произведение о формировании личности, главный герой Николенька Иртенев постигает мир взрослых, пытается анализировать свои и чужие поступки. В. Г Распутин «Уроки французского». Формирование личности главного героя в трудные военные годы. Роль учительницы, её душевной щедрости в жизни мальчика. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства героя повести. Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».Влияние учителя математики на формирование характеров своих учеников. Этот человек – образцовый учитель, который знает и любит свой предмет, хорошо понимает психологию своих учеников и не только обучает их математике, но и воспитывает (случай с нерешенной задачей).
4.Проблема формирования духовно развитой личности Влияние детских впечатлений на дальнейшую жизнь ребенка Гончаров «Обломов»(годы, проведенные в Обломовке, оказали воздействие на всю дальнейшую жизнь Ильи Ильича: он вырос человеком пассивным, ленивым, но в то же время благородным, думающим, честным, имеющим чистую душу и нежное сердце) Л.Н.Толстой.«Детство», «Отрочество», «Юность» (см. выше). Б.Васильев «Летят мои кони…» (автобиографическая повесть о Смоленске, где прошло детство писателя; писатель вспоминает своих родных, учителей, друзей, говорит, чему они его научили. Ю.Нагибин «Чистые пруды» - ребенок проходит целую школу жизни, годы детства важны для формирования личности
5.Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? И.А.Гончаров «Обломов». Родители Обломова не понимали истинной цели обучения, им нужно было только свидетельство, что их сын прошел курс наук; поэтому и сыну они не смогли привить тяги к получению знаний. Штольц был воспитан совсем иначе: его с детства приучали к труду, к тому, что он несет ответственность за свои поступки Ю.Нагибин «Зимний дуб». В рассказе говорится о том, что молодая учительница под влиянием красоты природы поняла, что должна не просто давать детям сумму знаний, но воспитывать их.
6. Каким должен быть хороший учитель (или ученик). Часто учителями становятся люди, у которых нет к этому склонности и специальных знаний.Д.И.Фонвизин «Недоросль»(Вральман, служивший раньше кучером)А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(учитель-француз, который пьянствовал, вместо того чтобы обучать Гринева) А.П.Чехов «Человек в футляре»(учитель не должен быть таким, как Беликов, который стремится все на свете заключить в футляр) В. Быковповесть «Обелиск» (см. далее) В. Г Распутин «Уроки французского». (см. выше) Фазиль Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла».(см. выше) Ю.Нагибин «Зимний дуб». Учитель может научиться чему-то и у своих учеников, так произошло с молодой учительницей, которую ее ученик научил понимать красоту окружающего мира.
7.Какое влияние оказывает личность на ход истории? Л. Н. Толстой.«Война и мир» Одна из центральных проблем романа – роль личности в истории. Писатель считает, что нет величия там, где нет простоты, добра и правды. По Толстому, влиять на ход истории может личность, интересы которой совпадают с интересами народа. Кутузов понимал настроения, желания масс. Наполеон думает лишь о своём величии, потому обречен на поражение.
8.Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Проблема нравственного выбора Н. Толстой.«Война и мир». Образы Кутузова, Наполеона, Александра 1. Человек, осознающий ответственность перед родиной, людьми, умеющий в нужный момент понять их, истинно велик. Таков Кутузов, таковы простые люди в романе, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг. 2. Ф. М. Достоевский.«Преступление и наказание». Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет, т. е на Героев, и материал, «тварей дрожащих». Личность, по его теории, способна творить историю. Он вспоминает Магомета, Наполеона, других великих людей, во имя «великих» по их мнению, целей совершают злодеяния, льют кровь неповинных людей. Теория Раскольникова терпит крах. И в том, и в другом романах истинная свобода состоит в подчинении своих интересов интересам общества, в умении сделать правильный нравственный выбор. А.И.Солженицын «Шарик» (рассказ из цикла «Крохотки»): собачка, которую с малых лет держали на привязи, дорожит внезапно обретенной свободой больше, чем вкусной едой (она отказывается от угощения и в восторге носится по двору, когда ее спускают с цепи). В. Быковповесть «Обелиск»: Учитель Мороз воспитывал в детях доброе, светлое, честное отношение к жизни. Во время оккупации его учеников арестовали фашисты и пообещали отпустить ребят, если явится укрывшийся у партизан учитель. С точки зрения здравого смысла являться Морозу в полицию было бесполезно: гитлеровцы все равно не пощадили бы подростков. Но с нравственной точки зрения человек (если он действительно человек!) должен подтвердить своей жизнью то, чему он учил, в чем убежден. Мороз не мог бы жить, не мог бы дальше учить, если бы оставил детей в роковой момент. Мороз был казнен вместе с ребятами. Некоторые люди отказывали учителю в героизме, т.к. он не убил ни одного немца, считали его поступок безрассудным
9.Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным? М.Булгаков «Мастер и Маргарита».В тоталитарном государстве все люди несвободны. Единственный истинно свободный человек – Иешуа, который не боится говорить правду. Получив возможность летать, Маргарита проходит испытание абсолютной свободой. Она стала громить дом Драмлита, но потом опомнилась и прекратила погром, т.к. поняла, что не может причинить зла ребенку.
10. Проблема бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве Е.Замятин «Мы»; А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ», «Один день Ивана Денисовича» А.А. Ахматова. Поэма «Реквием». Написана по личным впечатлением (неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и под влиянием многочисленных встреч с родными заключенных.
11. Проблема патриотизма Н.В.Гоголь «Мертвые души»(Гоголь говорит, что истинными патриотами являются не те люди, что строят дачи в русском вкусе, а те, кто имеет мужество бороться с пороками своего отечества) Л. Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм. Подлинный патриотизм, по мнению Толстого, проявляют простые русские люди, которые в минуту смертельной опасности отдают жизнь за Родину. Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино. А высший свет лишь играет в патриотизм: дамы отказываются говорить по-французски и ездить во французский театр.
12. Проблема героизма. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный героизм. Долохов, совершив подвиг, сразу же докладывает об этом начальству. Толстой осуждает этот поступок. Он показывает, что настоящие подвиги часто бывает не замечены. Например, капитан Тушин, настоящий герой, вместо награды получает выговор от начальства. Большинство книг о войне: М. Шолохов «Судьба человека» (история Андрея Соколова) А.Н. Толстой «Русский характер» (история Егора Дремова, изуродованного на войне, но не пожелавшего, чтобы его комиссовали) Васильев «А зори здесь тихие» (девушки-зенитчицы совершают подвиг, не говоря высоких слов о доге и патриотизме)
12. Проблема выбора профессии Л.Н.Толстой «Война и мир» (очень часто молодой человек не представляет, чем хотел бы заниматься, как Пьер Безухов, который в начале романа никак не мог решить, кем стать: кавалергардом или дипломатом) А.П.Чехов «О любви» (часто человек вынужден заниматься не тем, к чему лежит душа, тогда его жизнь складывается несчастливо, как это произошло с героем рассказа Алехиным) Маяковскийстихотворение «Кем быть?»(говорится о том, как подчас трудно сделать выбор)
13.Значение труда в жизни человека Труд умственный и физический И.А.Гончаров «Обломов». Родители Штольца с детства приучали сына к труду. В результате он многого достиг в жизни. У его друга Обломова все сложилось по-другому. М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»(помещик, не умевший трудиться, превратился в дикого зверя: оброс шерстью, обзавелся когтями, разучился говорить) А. И. Солженицын«Матрёнин двор». Главная героиня всю жизнь привыкла трудиться, помогать другим людям и, хотя не нажила никаких благ, остаётся чистой душой праведницей. М.Пришвин «Кладовая солнца» (трудовая жизнь двух детей-сирот: Митраши и Насти) Любой труд всегда вызывает уважение. Герой романа Толстого «Анна Каренина» Константин Лёвин любил косить вместе с крестьянами. От этого он получает удовольствие. Лёвин спорит со своим сводным братом о том, является ли физический труд достойным занятием. Занимается физическим трудом и Рахметов, герой романа Чернышевского «Что делать?». Тем самым он хочет подготовить себя к испытаниям, которые ждут его в жизни.
14. Проблема карьеризма Грибоедов «Горе от ума»(в комед6ии представлены два беспринципных карьериста: Молчалин и Скалозуб; они готовы на все ради продвижения по службе) Гончаров «Обломов»(Судьбинский, один из гостей Обломова, озабочен только своей карьерой, герой называет его несчастным человеком) Толстой «Война и мир»(Николай Ростов, Денисов, Тушин, Андрей Болконский служат своему отечеству, Берг, Друбецкой и другие озабочены лишь продвижением по служебной лестнице)
15. Проблема технического прогресса + проблема клонирования А.Солженицын«Крохотки», рассказ «Утенок» (человек не в состоянии достичь совершенства: он не может в полной мере повторить то, что сотворила природа + мы научились клонировать, но клон – это слепок, а не единственное и неповторимое творение природы) Е.Замятин «Мы»(люди достигли невиданных технических высот, но при этом превратились в подобие винтиков единого механизма)
16. Проблема подлинного и мнимого прогресса А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(Гринев пишет, что самые лучшие изменения – это те, которые происходят от «исправления нравов», т.е. духовное обогащение личности важнее всяческих насильственных потрясений) Е.Замятин «Мы»(см. выше)
17. Пагубные пристрастия людей (алкоголизм, наркомания, игромания и т.п.) Это важная социальная проблема. Достоевский «Преступление и наказание».Все беды семьи Мармеладовых проистекали оттого, что ее глава был одержим пороком пьянства. Толстой «Анна Каренина». Из-за пьянства заболевает чахоткой и погибает брат Лёвина Николай, честный и благородный человек

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: