Управленческий подстиль и его жанры

Жанры управленческого подстиля официально– деловой речи:


  • Заявление – внутренний служебный документ, предназначенный для доведения до сведения должностного лица информации узкой направленности.

  • Доверенность – документ, дающий полномочия его предъявителю на выполнение каких-либо действий от имени доверителя. Доверенность может быть личной или официальной.

  • Контракт – документ, фиксирующий соглашение сторон об установлении каких-либо отношений и регулирующий эти отношения. Заключенный контракт создает юридические гарантии для его участников.

  • Приказ – распоряжение руководителя, основной распорядительный служебный документ повседневного управления, содержащий нормы, обязательные для исполнения подчиненными. Различаются приказы по организационным вопросам, основной деятельности и личному составу.

  • Протокол – документ с записью всего происходящего на собрании, заседании. Составленный по итогам заседания протокол является руководящим документом. В протоколе указываются: повестка дня заседания, фамилии выступавших, принятые решения, сроки исполнения.

  • Автобиография – описание своей жизни. Она включает в себя следующие элементы: наименование документа; текст автобиографии, в котором указываются Ф.И.О., время, место рождения, сведения об образовании, о трудовой деятельности, занимаемой должности, о составе семьи; подпись составителя; дата написания.

  • Деловые письма или официально-деловая корреспонденция. 1) Деловая корреспонденция – это переписка, с помощью которой оформляются экономические, правовые, финансовые формы деятельности предприятия. 2) Письма, составляемые при заключении и выполнении коммерческих сделок, при решении вопросов сбыта и снабжения продукции относят к коммерческой корреспонденции (письма-запросы, предложения, письма-претензии и ответы на эти виды писем). Широко используются готовые, уже утвердившиеся штампы, трафареты, словесные формулы.


4. Текстовые нормы делового стиля.

В своей жизненной практике мы довольно часто сталкиваемся с необходимостью составить какую-либо деловую бумагу. Первый этап в этой работе – это уяснение характера официально-деловой ситуации и выбор в соответствии с ней жанра документа.

Выбор жанра документа обуславливает необходимость знания его формы.

Что такое форма документа? Всякий документ – это сумма постоянных элементов содержания, т.е. реквизиты. Это могут быть данные об адресате (кому…); об адресанте (автор документа). После того как выбран жанр документа, а тем самым и его форма, возникает необходимость языкового наполнения документа.

Схемы организации текстов заявления и доверенности:

Составные части заявления: адресат, адресант, наименование документа, затем формулировка просьбы (жалобы, предложения) и по возможности краткая аргументация, дата, подпись.

Реквизиты доверенности: наименование документа, наименование доверителя (Ф.И.О., должность или адрес), точное определение круга доверяемых полномочий или прав, наименование доверенного лица (Ф.И.О., должность или адрес), дата, подпись. При этом доверенность получает юридическую силу, когда подпись доверителя заверена какой-либо организацией – подписью должностного лица или печать организации.

5. Языковые особенности официально-делового стиля


Основными требованиями к языку служебных документов являются: а) строгое соответствие нормам литературного языка, обеспечивающим точность и ясность изложения; б) соответствие традициям официально-делового стиля, помогающим выразить мысль четко, полно, последовательно и по возможности кратко.

Официально-деловая терминология включает: а) широко известную и употребительную лексику, необходимую для письма на соответствующие темы: закон, паспорт, следователь, заявление; б) группу узкоспециальной (напр. юридической) терминологии: истец, санкции, ответчик.


  • Официально-деловая фразеология состоит: а) из собственно фразеологических единиц, в том числе терминологического характера: докладная записка, очная ставка, подать в отставку; б) близких к ним устойчивых шаблонов (устоявшихся речевых формул, постоянно воспроизводящихся в служебных документах), например: принять к сведению, довести до сведения, принять во внимание.


К особенностям словообразовательной системы лексики официально-делового стиля относятся:


  • широкое употребление отглагольных существительных типа задержка, проверка, оправдание, повышение, получение. Многие отглагольные существительные приобрели терминологический смысл и прочно закрепились в языке документов, например: выбор средств, привлечение к ответственности, взыскание пени.

  • функционально окрашены префиксы книжного происхождения, характерные для офицально-деловых терминов: востребовать, воспретить, избрать, в том числе ряд префиксов иноязычного происхождения: анти-, архи-, интер-, экстра- (антисанитарный).


6. Особенности морфологического строя

Широко распространены конструкции с последовательным подчинением однотипных падежных форм (так называемое нанизывание падежей, обычно форм Род. падежа): назрела необходимость обновления ассортимента продукции фабрики детской игрушки. Неудачно построено предложение Акт проверки причин несвоевременности проведения ремонта оборудования лаборатории анализа качества продукции подписан членами комиссии из 14 слов 10 употреблено в форме Р.п. Подобные построения следует упрощать.

Существительные, называющие лиц по признаку профессии, должности, звания образуют параллельные формы мужского и женского рода.

Так как с помощью инфинитива удобно выражать предписующе-долженствующее значения, то он широко используется в официальной деловой речи. При этом часто образуется цепь взаимосвязанных инфинитивов, иногда до 20 глаголов. Таковы обычные синтаксические схемы приказов и постановлений.

В значении предписания выступают и глаголы в форме настоящего времени. Самым употребительным и многофункциональным является глагол просить. Человек охотнее соглашается выполнить действие, выраженное в форме просьбы, нежели в форме приказа: Прошу оплатить услуги.

Процесс стандартизации деловой речи можно проследить на примерах употребления так называемых расщепленных сказуемых-оборотов типа: оказать помощь (поддержку, содействие).

В традиции русского делового письма предпочтительным являются употребление страдательных конструкций вместо действительных.

Официально-деловой речи более свойствен прямой порядок речи: согласованное определение предшествует определяемому слову, а несогласованное – находится после него.

Для связи аспектов и содержательных фрагментов используются стандартные выражения, например, вводные слова, указывающие на источник сообщаемого, на логическую связь мыслей.

Преимущественно используются повествовательные, простые, распространенные, полные предложения.

Из сложных предложений более распространены бессоюзные и сложноподчиненное с придаточными определительными, условными, причины и цели.

Таким образом, процесс стандартизации деловой речи охватывает все уровни языка: и лексику, и морфологию, и синтаксис. Деловая речь накопила огромное количество проверенных многолетней практикой терминов, оборотов речи. Использование готовых, прочно вошедших в деловой обиход словесных формул и конструкций позволяет говорящему (пишущему) не тратить время на поиск определений, характеризующих стандартные ситуации. Стандартизация деловой речи существенно повышает информативность документов.

Клишированные выражения – стандартные, часто воспроизводимые в текстах деловых писем фразы и выражения, закрепленные за определенным жанром и композиционным фрагментом текста и являющиеся знаком стандартной ситуации.

За многолетнюю практику деловой переписки были выработаны фразы-клише, указывающие на причину: По причине задержки оплаты; указывающие на цель: В целях скорейшего решения вопроса.

Деловая речь нуждается в общих названиях и стремится к ним. Здесь они уместны, точны, целесообразны, в отличие от художественной литературы и публицистики, где важны конкретность, образность.

В рамках деловой речи слова, которые мы называем канцеляризмами, – это естественные и точные средства выражения, специальная лексика официально-делового стиля. Они становятся канцеляризмами за пределами официально-деловой речи.

8 Коммуникативное намерение и целевая установка публичной речи.

Выбор темы и определение целевой установки — один из важнейших начальных этапов
подготовки публичного выступления. Следует иметь в виду, что оратору далеко не всегда
приходится самому выбирать тему речи. Нередко ему предлагают ее организаторы мероприятия.
При этом учитываются события, происходящие в стране и за рубежом, ситуация, сложившаяся в
организации, цели и задачи, стоящие перед ней, и т. д. В таком случае оратору необходимо
подумать о конкретизации предложенной темы, о выделении круга вопросов для освещения.

При самостоятельном же выборе темы желательно учитывать следующие рекомендации:

— Выбирать надо тему, которая соответствует знаниям и интересам оратора. Лучше всего
выбирать тему для публичного выступления из тех областей знания, в которых имеется
теоретическая подготовка или практический опыт. Специалисты советуют придерживаться
полезного правила — брать круг вопросов, подготовка по которым может дать больше знаний, чем
обладают слушатели,

— Выбирать необходимо уместную тему. Известно, что восприятие речи зависит от многих
обстоятельств, в том числе и от конкретной обстановки, в которой произносится речь. Например,
люди, собравшиеся на банкете, даже физически не способны слушать солидные выступления на
серьезные темы. Наоборот, за дружеским столом легко примут то, что в аудитории может
показаться некорректным, смутить, озадачить или обидеть слушателей. Поэтому при выборе темы
важно учитывать конкретные обстоятельства, в которых будет произнесена речь.

— Выбранная тема должна соответствовать интересам аудитории. По определению психологов,
интерес — это форма проявления познавательной потребности, которая помогает личности
осознать цели деятельности и способствует ознакомлению с новыми фактами, более полному и
глубокому отражению действительности. Интересы бывают общественные, профессиональные,

партийные, личные и т. п. Зная, перед кем придется выступать, оратор должен учитывать, какие
проблемы волнуют его слушателей в данный момент, какие проблемы для них являются
приоритетными.

Когда тема выбрана, следует подумать о формулировке ее. Нельзя забывать, что удачная
формулировка темы выступления определенным образом настраивает аудиторию, готовит ее к
восприятию будущей речи. Название речи должно отвечать целому ряду требований. Прежде всего
тему необходимо формулировать ясно, четко и по возможности кратко. Длинные формулировки,
названия, включающие незнакомые слова и выражения, отталкивают слушателей, порой даже
вызывают отрицательное отношение к предстоящему выступлению. Следует избегать и слишком
общих названий, так как они требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать
выступающий. Поэтому среди слушателей всегда найдутся недовольные, так как не получат ответа
на интересующие их вопросы. Для конкретизации общей формулировки часто прибегают к
подзаголовкам. Выбранная формулировка непременно должна отражать содержание выступления и
обязательно привлекать внимание слушателей.

Особого внимания требует разработка повестки дня совещаний, заседаний, программ семинаров,
конференций, симпозиумов. Формулировки пунктов повестки дня, темы докладов, сообщений
должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем.

Необходимым условием успешной подготовки считается определение цели выступления. По
мнению ученых, эффективность речи — это степень реализации ее целевой установки, отношение
достигнутого результата к поставленной цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: