На протяжении тысячелетий разные верования отстаивали своё право на существование. История человечества знала и масштабные войны на религиозной почве, и времена сотрудничества. Российская Федерация – многоконфессиональная и многонациональная страна, насчитывающая около 70 религиозных течений и более 150 этносов. Историческая память её народа хранит в себе выработанный опыт лояльного отношения к людям других верований и убеждений, терпимость, доброжелательность, готовность к сотрудничеству в разных сферах жизни. Но наряду с этим сохраняются и негативные проявления, такие как экстремизм и различные формы нетерпимости по отношению представителям иных вероисповеданий. Особенно остро межконфессиональные проблемы ощущаются в молодежной среде. По данным А.П.Мчедлова, высокий уровень нетерпимости наблюдается у подростков 16-17 лет. Среди них доля людей, отрицательно относящихся к другим религиям и иным этносам в 1,5-2,5 раза выше, чем в старших возрастных группах [6]. Эти данные указывают на актуальность формирования основ веротерпимости у учащихся средней и старшей ступени общеобразовательной школы.
|
|
Веротерпимость предполагает признание права на существование чужой религии, терпимость к ее свободному исповеданию, уважительное отношение к представителям всех верований. Формирование этого качества у подростков является необходимым условием профилактики экстремизма, интолерантности в молодёжной среде.
Актуальность обсуждения вопросов о веротерпимости обусловлена также возрастными особенностями подростков. Им свойственны любознательность, стремление к получению разнообразной информации, жажда общения. У семиклассников проявляется чувство взрослости, развивается самосознание. Кроме того, этому возрасту свойственны и нигилизм, зависимости от группы значимых сверстников, цинизм, повышенная самоуверенность. Религиозную сферу данного периода профессор протоиерей В.В.Зеньковский характеризовал как пёструю, неопределённую, противоречивую, характеризуя её так: «Опасная, жуткая пора – сумерки перед зарей, некая темная ночь перед грядущим восходом солнца» [3,190].
Формированию основ веротерпимости в подростковом возрасте будет способствовать развитие коммуникативных навыков. Особую роль в этом процессе играют внеклассные мероприятия, предполагающие творческий характер общения и деятельности, большую самостоятельность и открытость учащихся. Умение критически мыслить, вести диалог позволит школьнику в дальнейшем занимать активную жизненную позицию, находить компромиссные решения, избегать конфликтных ситуаций и быть внимательным к чужим религиозным чувствам.
|
|
Целевая группа: Учащиеся 7 класса средней общеобразовательной школы.
Цель: формирование у подростков уважительного отношения к исторической памяти своего народа, выработка принципов веротерпимости.
Задачи:
1) обучение школьников анализу исторической ситуации с позиции веротерпимости;
2) развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи, умению вести диалог;
3) укрепление чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
4) профилактика религиозного экстремизма в подростковой среде.
Форма проведения: дискуссия с элементами игрового моделирования.
Предварительная работа: учащимся заранее не сообщается тема данного мероприятия. Подростки приносят на классный час два листа бумаги, ручку и цветные карандаши или фломастеры. Учитель раскладывает на каждый стол несколько экземпляров распечатки с заданиями, подготавливает необходимое мультимедийное оборудование.