Приведем цитату из Ф. Кардини:
«Великолепный конь Марка Аврелия, по сей день украшающий площадь, созданную Микеланджело на Капитолийском холме в Риме, считавшийся в Средневековье одним из чудес Вечного города, вполне мог бы выдержать гораздо более тяжелые труды, чем просто нести своего всадника, императора‑философа, к тому же безоружного и без доспехов. На Марке Аврелии всего лишь легкая парадная лорика».
Из этого описания следует, что Микеланджело создал площадь в Риме. Значит ли это, что он всего лишь обустроил пространство вокруг стоявшей здесь раньше или принесенной специально по этому случаю конной статуи древнему императору?
Марк Аврелий родился в 121 году н. э., умер в 180 году. Императорствовал со 161 года, то есть с сорока своих лет. На коне сидит крепкий мужчина, потому и коня подобрали тяжеловозного. Однако были ли такие кони во II веке нашей эры?
В первом томе «Истории итальянского искусства» (М.: Радуга, 1990) фотография конной статуи Марка Аврелия сопровождена датой: 161–180 годы. Но это как раз годы императорства Марка Аврелия. Не будем же мы предполагать, что ставили статую девятнадцать лет!
|
|
Но хорошо, согласимся. Точной даты нет, но памятник делали именно при Марке Аврелии, с натуры. Однако ко времени Микеланджело понадобилось бы уже капитально ремонтировать произведение, ибо прохудился бы памятник. Как статуя Минина и Пожарского в Москве: сплошные дырки. И. В. Давиденко пишет:
«Нам скажут, строил Микельанджело площадь на Капитолийском холме. А тут как раз выкопали по случаю конную статую. Смотрят – Марк Аврелий! Ну, вылитый! И осталось Микеланджело Буанарроти на постамент коня со всадником взгромоздить. Но за 1200–1300 лет, пусть за 1000, бронза поизносилась. А поза у коня рисковая, на трех ногах стоит. По‑хорошему, надо бы новую отливку делать! Чтобы до наших дней достояла».
Так когда и кем изготовлена и установлена конная статуя Марка Аврелия?… Отметим кстати, что это изображение императора на коне – единственный случай такого рода за всю историю античного искусства, если оставаться в рамках традиционной хронологии. Всадников можно найти на барельефах, но «круглая» скульптура – без предшественников и продолжателей, согласитесь, вещь удивительная.
Вполне можно согласиться с мнением И. В. Давиденко: статуя конного Марка Аврелия – новодел начала XVI века! В целом проблема этого бронзового всадника, вместе с конем, имеет два решения. Первое: надо пересмотреть дату изготовления памятника. Второе: надо пересмотреть датировки «римской империи».
И засим, продолжим нашу экскурсию по мировым конюшням.
Х. Вридт замечает, что «в Средние века Бельгия была страной, знаменитой своим коневодством. Фламандская лошадь была наиболее популярной в рыцарские времена, и во всех книгах, трактующих о рыцарстве, фламандская лошадь упоминалась как самая лучшая». И вот тебе на: во времена Юлия Цезаря, – не в Средневековье, а в I веке до н. э., хорошей кавалерийской лошадью считалась британская, а особой славой из местных пород пользовалась как раз бельгийская!
|
|
«Эта лошадь воинственных всадников – белгов – высоко оценивалась римлянами времен Цезаря, кавалерия которых в значительной степени ремонтировалась бельгийскими лошадьми», – пишет В. Липпинг в книге «Лучшие породы лошадей». С нашей‑то точки зрения, времена Цезаря – это и есть Средние века. Историки с нами не согласны, они имеют свою точку зрения. Но они не утруждают себя объяснениями, как же так получилось, что сначала Европа снабжала лошадьми Рим, владевший коневодческой Азией, а потом, через тысячу лет, чтобы создать собственные европейские породы лошадей, с огромными трудами завозили сюда азиатских элитных коней!
«Ютландия в Средние века славилась своими лошадьми, не уступавшими лучшим рыцарским лошадям Европы. В конце Средних веков требование к весу и массивности боевого коня возросло до такой степени, что пришлось прибегнуть к ввозу фризских жеребцов для увеличения веса и массы».
Фризы – народ в Голландии и Германии. В XVIII веке в Германии из местных пород были выведены мекленбургская, ганноверская и прочие. В XVII веке в Западной Европе разводили испанскую породу (видимо, местные европейские породы мало чем отличались друг от друга). В XVI веке предпочитали норийскую.
Норикум – латинское название земель австрийских Альп. Австрийцы поставляли на рынок по преимуществу рыцарских боевых коней. Родоначальницей норийской лошади считается римская тяжелая лошадь, существовавшая якобы в Италии во II веке до н. э. Опять «замыкаются» времена: по «римской» волне II до н. э. – это XV век.
М. Придорогин пишет о норийской породе: «Значительный толчок к ее развитию дан был основанным в Пинцгау в 1576 году архиепископом Якобом конным заводом». И тут же добавляет: «В эпоху Карла Великого существование норийской лошади – исторический факт, и ее тип в наиболее чистом виде сохранился в Зальцбурге». Если эпоху Карла Великого «поместить» в конец XV века, в этом заявлении не будет ничего удивительного. Но ведь традиционная история учит, что Карл Великий – это IX век!..
Лошадей одной породы объединяют общее происхождение, сходные экстерьерные признаки, конституция, рабочие и другие качества, передающиеся по наследству. Животных, принадлежащих к одной из известных пород, называют породистыми.
«Чтобы была признана новая порода, необходимо наличие достаточного количества кобыл с основными, стойко передаваемыми по наследству признаками. Для получения породистого потомства надо знать свойства и возможности предков. Это помогает сохранить породу в чистоте, без примесей других пород. Сначала сведения о породности и происхождении лошадей – родословные – передавались устно. Затем, несколько столетий назад, их начали записывать в специальные племенные книги. В этих книгах можно ознакомиться с родословными многих лошадей, даже живших более двухсот лет тому назад», – пишет И. В. Давиденко.
И в античности, и вплоть до позднего Средневековья мы видим в Европе одни и те же местные породы: британскую, бельгийскую, норийскую. Видимо, лошади этих пород и изображены на памятниках искусства всех времен. И все перечисленные средневековые породы были далеки от идеала. Дадим слово признанному авторитету в кавалерийских делах конца XIX века принцу К. Гогенлоэ‑Ингелфингену («Беседы о коннице», 1895):
|
|
«Я полагаю, что строение лошадей представляло тогда более затруднений для выездки, чем теперь. По крайней мере, при виде изображений лошадей того времени, с тяжелыми задами, большими головами, с огромными ганашами и относительно слабым передом, удивляешься теперь подчас, что их брали под седло».
Из приведенных слов ясно, что и в Средние века коневодство было еще в зачаточном состоянии. Конный памятник Марку Аврелию – произведение позднесредневекового искусства, а все, что касается коневодства ранее ХII века, – вообще чистые фантазии историков.
По окончании же Средневековья и наступлении Нового времени началась действительная эволюция конных пород. Чистокровная верховая порода выведена в XVII–XVIII веках в Англии путем сложного скрещивания местных кобыл верхового типа с восточными жеребцами. Известны даже клички последних: это Дарлей Арабиана из Сирии, Годольфин Берба из Франции, Бейерлей Терка из Турции.
Рысистые породы лошадей начали создавать в конце XVIII – начале XIX века, в связи с выросшей потребностью легкого городского транспорта. Первой такой породой стал норфольский рысак, выведенный в Англии. Лучшие породы рысаков выведены сначала в России (орловский), затем в США (американский) и Франции (французский англо‑норман). Для создания этих пород также использовались арабские жеребцы.
В первой половине XIX века путем прилития крови представителей восточных пород (главным образом арабской) местной упряжной лошади тяжелого типа были выведены першеронская порода во Франции и брабансонская в Бельгии.
Отметим, что коневодство обязательно должно учитывать климат местности, вообще природные условия. Там, где зимой холодно и снег, надо же заготовить корма! Так, когда государственные, станичные и частные конные заводы в Донских степях решали проблему поставки (ремонта) лошадей для русской конницы, Задонская степь была поделена на участки‑зимовники площадью по 2400 десятин. Планово устанавливалась плотность лошадей на каждом зимовнике.
Кроме того, участками в 1200 десятин степь сдавалась в аренду коневодам‑калмыкам. На 296 зимовниках действовал 76 заводов, с 50 000 лошадей. На 35 участках калмыков было 10 заводов, около 2900 лошадей. Можно, можно рассчитать, сколько могло прокормиться лошадей в разных местах, и отбросить, наконец, выдумки о мифических шестисоттысячных армиях не менее мифических «монголов»!
|
|
В завершение сообщим мнение И. В. Давиденко, считающего лошадь искусственным биологическим видом, продуктом эволюции цивилизации: «Вписывание крупа в квадрат создает… большого жеребенка, с отходом организма от естественных параметров. Чистокровные скакуны слишком часто ломают ноги, у них лопаются кровеносные сосуды, они подвержены стрессам. И поведение у них детское. Заторможенное психическое развитие. Как у собак элитных пород».