Еще в давние времена архитекторы и художники определили свободные от произвола соотношения размеров частей и деталей архитектурных сооружений, художественных произведений. Было установлено, что эстетическое впечатление оказывают произведения, использующие математически выверенные пропорции, например, 1: 1: 2: 3 или 2: 3: 4: 6.
В традиционной Древней Греции широко использовались так называемые «золотое сечение» (21: 34), «серебряное», отношение высоты правильного пятиугольника к ширине его высоты и многие другие. Когда впервые были применены те или иные пропорциональные отношения, трудно сказать, но вот некоторые из них:
а. 1: 2,236 (1: Ц5)
б. 1: 2 (1: Ц4)
в. 1: 1,8 (5: 9)
г. 1: 1,732 (1: Ц3)
д. 1: 1,666 (3: 5)
е. 1: 1,618 (21: 54)
ж. 1: 1,538
з. 1: 1,5 (2: 3)
и. 1: 1,414 (1: Ц2)
к. 1: 1,333 (3: 4)
л. 1: 1,285 (7: 9)
Все эти пропорции применялись, кажется, всегда. Во всяком случае, хронология Скалигера не позволяет найти здесь какую‑либо эволюционность. И вот в книге «Пропорции в античности и в средние века» Э. Мессель вообще отказался от исторической трактовки проблемы пропорций; он пришел к выводу, что система регулирования пропорций на протяжении от раннеегипетской и до конца Средневековья не испытывает никаких изменений. Он даже считает, что «произведения архитектуры и скульптуры различных эпох могут быть сравниваемы по типовым группировкам».