XVIII век

ТЕМА № 1 «Роль и значение института государственной службы

В демократическом государстве»

Понятия государственная служба, муниципальная служба, публичная служба, государственный (муниципальный) служащий. Соотношение понятий «государственная служба», «государственное управление», «публичное управление», «административное управление», «публичная служба», «бюрократия». Основные признаки государственного служащего, его отличие от работника по найму (по трудовому договору).

История института государственной службы в России, эволюция государственной бюрократии в России. Исторические предпосылки развития современной отечественной государственной службы.

Федеральным Законом России № 58-ФЗ от 27.05.2003 года (в редакции Закона № 185-ФЗ от 02.07.2013 года) «О системе государственной службы в Российской Федерации» определены правовые и организационные основы системы государственной службы, в том числе системы управления государственной службой.

Государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской Федерации;

- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

- субъектов РФ;

- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации - - лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

1.государственная гражданская служба;

2.военная служба;

3.правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на:

- федеральную государственную гражданскую службу,

- государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации.

Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) законность;

3) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

4) равный доступ граждан к государственной службе;

5) единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

6) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

7) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

8) профессионализм и компетентность государственных служащих;

9) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Федеральная государственная служба - это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская службасубъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Федеральный государственный служащий – это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации - соответствующий субъект Российской Федерации.

Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

Понятие «государственная служба» тесно связана с государственным, административным, публичным управлением.

Государственным управлением является деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. (от англ. слова public policy).

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

- правовой подход;

- политический подход;

- управленческий подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно управленческому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (англ. public management) в качестве синонима понятию «государственное управление».

Под административным управлением понимается совокупность способов и средств воздействия на персонал, основанных на власти и дисциплине. Главная особенность — прямое воздействие на объект и поведение исполнителей в определенной обстановке. Формой выражения являются распоряжения и приказы вышестоящего органа, которые носят обязательный характер для нижестоящего, основанные на чётком разграничении прав, ответственности и обязанностей управляющего органа, которые закреплены в положениях структурных подразделений, инструкциях и функциональных обязанностях должностных лиц.

Управление осуществляется на местах с помощью различных методов, которые являются механизмом управления, позволяющим решать производственные задачи, достигать определенную цель и решать поставленные задачи.

Публичное управление — это воздействие субъекта, обладающего публичной властью, на объект в целях каких-либо общественных интересов, видами которого являются:

- международное публичное управление;

- публичное государственное управление.

Международное публичное управление осуществляется органами, которые созданы мировым сообществом (органы ООН, включая Совет Безопасности и Генеральную Ассамблею) или региональными международными объединениями.

Публичное государственное управление осуществляется в пределах государственно организованного общества той или иной страны (в настоящее время в мире - 200 государств).

Особая разновидность публичного управления существует в субъектах Федерации и автономиях; муниципальных образованиях, представляющих собой территориальный коллектив.

Публичная служба представляет собой разновидность трудовой деятельности и имеет ряд отличительных особенностей:

- публичная служба представляет собой деятельность по обеспечению и защите публичного интереса;

- функционирование институтов публичной службы состоит в исполнении или обеспечении исполнения публично-властных функций и полномочий;

- данная деятельность носит должностной характер, предполагает наличие статуса должности публичной службы;

- прохождение публичной службы осуществляется в организационных структурах субъектов публичного права: государства, муниципальных образований и юридических лиц публичного права;

- финансовое обеспечение публичной службы осуществляется за счет государства или муниципального образования (федерального, регионального или местного бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда).

Публичная служба имеет следующие виды:

- государственная служба;

- муниципальная служба;

- служба на государственных и муниципальных должностях.

К государственным должностям относятся, в частности, должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, министра, судьи, депутата, губернатора.

К муниципальным должностям относятся должности выборных должностных лиц местного самоуправления.

Правовое регулирование службы на государственных и муниципальных должностях в основной своей части относится к предмету конституционного или муниципального права. Служба на государственных и муниципальных должностях регулируется, как правило, применительно к конкретным должностям.

Государственные и муниципальные учреждения создаются в некоммерческих целях и решают задачи, стоящие перед государством и местным самоуправлением. Правовое регулирование данного вида публичной службы разработано в трудовом законодательстве.

Основные признаки государственного служащего сводятся к тому, что он:

а) гражданин Российской Федерации;

б) замещает государственную должность в государственном органе;

в) замещает в таком органе должность государственной службы;

г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью;

д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета.

История государственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства, выживаемость которого в сложных геополитических условиях во многом обусловливалась службой всех социальных групп (сословий) на благо своей страны. В истории государственной службы можно выделить несколько периодов:

- XV-XVII века – зарождение и становление государственной службы;

- XVIII век - кардинальное изменение принципов организации государственной службы на основе Табеля о рангах, движение от должности к чину как устойчивой социальной характеристике государственного служащего;

- XIX век - расцвет бюрократического государства, "отлаживание" государственной машины;

- XX век - советский период, революционное новаторство и преемственность в организации государственной службы, складывание советской номенклатуры.

С 21 века начинается новейшая российская история государственной службы.

XV-XVII века - это период становления государственной службы как особой сферы профессиональной деятельности, складывание и развитие приказной системы, превращение поручений - "приказов" - в более или менее устойчивые должности.

Государственная служба возникла в период начала формирования государственности на Руси. Во времена Московского великого княжества были служилые князья, связанные с великим князем обязанностью служить ему, нести общую военную службу.

Со времен Ивана IV (Грозного) каждое сословие, исходя из своего места в структуре общества, обязано было служить самодержавной и религиозной власти.

XVIII век

Событие, придавшее службе подлинно государственное предназначение, стала утвержденный Петром I 24 января 1722 года "Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных".

Табель о рангах впервые сформировал в России единую государственную службу. Взамен разных служб, в том числе традиционных, с января 1722 года все вновь введенные чины: воинские (сухопутные, гвардейские, артиллерийские и военно-морские), гражданские (статские, штатские) и придворные - были разбиты на 14 классов, или рангов, с низшего (14-го) до высшего (1-го).

Табель о рангах был задуман и учрежден в рамках и контексте широкой и комплексной реформы всего Российского государства, и, прежде всего, тех его составных частей, которые обозначались термином «государственный». Например, установление в городах самоуправления (1691), учреждение Сената (1711), реформирование губернского управления (1721), создание практически новой армии и флота, научных и учебных заведений, множества иных структур, заложивших первоосновы Российской империи.

В течение второй четверти XVIII века Табель о рангах выступал как регулятор государственной службы. Политика в этой сфере имела ярко выраженный продворянский характер.

Дворянам обеспечивались преимущества при чинопроизводстве по сравнению с представителями других сословий. Всячески затруднялось проникновение в государственный аппарат выходцев из податных сословий, а также продвижение по службе для них и для разночинцев.

Появление признаков сословия, т.е. устойчивых особенностей юридического статуса, было обусловлено необходимостью обеспечить привилегированное положение государственных служащих как носителей государственной власти, не допустить размывания дворянской сословности из-за проникновения в дворянство с помощью механизма, предусмотренного Табелем о рангах, представителей других сословий.

Принципиально новым во взаимоотношениях государства и чиновничества было введение в середине 60-х годов XVIII века постоянного денежного жалованья государственным служащим всех категорий. Устанавливалась возможность дифференцированного подхода к оплате труда мелких канцелярских служащих в зависимости от их способностей и прилежания. Высшие должностные лица производили жалование низшим, имели право регулировать количественный состав нижних канцелярских служащих, не превышая положенной штатной суммы. Высшие чиновники, имевшие офицерский (в том числе соответствующий статский чин), должны были получать жалованье в точном соответствии со штатными окладами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: