Маркетинговое исследование – любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга. Маркетинговое исследование включает сбор, обработку, хранение информации о явлениях и процессах, представляющих интерес для маркетинга, анализ собранной информации, получение теоретически обоснованных выводов. Таким образом, целью маркетингового исследования является создание информационно-аналитической базы для принятия маркетинговых решений.
Маркетинговое исследование является составной частью маркетинговой информационной системы, которая включает подсистемы внутрифирменной отчетности, маркетинговой разведки, анализа информации и маркетинговых исследований [1,2]. При проведении маркетингового исследования необходимо соблюдать следующие принципы:
научность – объяснение и предсказание изучаемых рыночных явлений и процессов на основе научных положений и объективных данных, выявление закономерностей развития этих явлений и процессов;
|
|
системность – выделение отдельных структурных элементов, составляющих явление, обнаружение иерархической связи и взаимоподчиненности;
комплексность – изучение явлений и процессов во всей их полноте, взаимосвязи и развитии;
достоверность – получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов их сбора и обработки;
объективность – учет возможных погрешностей измерителя того или иного явления;
эффективность – достижение выдвинутых целей, соизмерение результатов с затратами.
Маркетинговое исследование является сложным, иерархически структурированным процессом, последовательно развертывающимся во времени, и включает основные этапы: разработка общей концепции исследования; конкретизация и разработка методики исследования; сбор, обработка и хранение информации; анализ, моделирование и прогнозирование изучаемых процессов; оценка эффективности маркетингового исследования.
Известно несколько типов маркетинговых исследований:
- разведочное (поисковое) исследование, которое предшествует разработке программы основного исследования и предпринимается для сбора предварительной информации, освещающей проблему и позволяющей выдвинуть гипотезу и выбрать соответствующую методику анализа;
- описательное (дескриптивное) исследование, имеющее целью констатацию реальных фактов, событий, показателей, полученных в результате сбора информации;
- экспериментальное исследование, которое проводится с целью проверки выдвинутой гипотезы, например, о наличии причинно-следственных связей между показателями;
|
|
- казуальное (аналитическое) исследование, проводимое для выявления и моделирования связей деятельности фирмы с факторами окружающей среды.
В рамках маркетинговых исследований решаются следующие основные задачи:
анализ влияния факторов микросреды на результаты деятельности фирмы;
оценка и анализ конъюнктуры рынка, емкости рынка, прогнозирование спроса;
оценка возможностей и поведения конкурентов; изучение реакции потребителей на новый товар;
изучение товарной номенклатуры и ассортимента, сдвигов в их структуре;
анализ затрат на производство и сбыт продукции; анализ ценообразования и регулирования цен;
анализ товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и прибыли по этапам жизненного цикла товара;
оценка эффективности маркетинговой деятельности фирмы и др. [8].