Стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач фирмы, утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Общие требования, предъявляемые к стратегии маркетинга:
реализм в оценке рынка и своих возможностей;
альтернативность выбора действий (увеличение или снижение цен, расходов на рекламу);
четкость, ясность, понятность поставленной цели; гибкость действий;
локализация во времени (кратко-, средне-, долгосрочные цели). Выделяют три базовые конкурентные стратегии: за счет экономии
на издержках; дифференциации; специализации. Современный рынок на основе базовых сформировал стратегии.
Силовая стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного производства товаров. При этом преследуется цель доминирования на большом сегменте рынка за счет сравнительной дешивизны товара массового спроса среднего качества.
Вопрос 12.1. Какие факторы определяют низкую себестоимость товара в случае крупного производства?
|
|
Нишевая стратегия характерна для фирм с узкой специализацией. При этом товар является дорогим и высококачественным, но необходим только узкому кругу потребителей.
Вопрос 12.2. Приведите примеры товаров, производимых фирмами в соответствии с нишевой стратегией.
Приспособленческая стратегия преобладает при бизнесе в местных масштабах. При этом учитываются нужды конкретных потребителей. Фирмы рассчитывают не как много, а как мало необходимо выпустить продукции, чтобы бизнес остался прибыльным.
Пионерская стратегия связана с созданием новых или радикально преобразованных старых сегментов рынка. Эта стратегия, предполагающая поиск революционных решений, является крайне рискованной, но сверх-выгодной в случае успеха.
В общем случае разработка стратегии маркетинга определяет программно-целевой подход к деятельности фирмы. Глобальными базовыми направлениями стратегии являются: стратегия сегментации; стратегия диверсификации и стратегия интернационализации. Базовая маркетинговая стратегия – это долгосрочный план, который не расписан детально и адаптируется к изменению внешних условий. В рамках базовой стратегии разрабатываются частные на основе:
территориально-пространственного выделения рынка (локальный, региональный, национальный, международный);
освоения рынка (старый, новый);
степени охвата рынка (один или несколько сегментов, весь рынок); отношения к конкурентам (пассивное, агрессивное).
В теории и практике маркетинга важное место занимает модель Ансоффа в виде матрицы «товар-рынок» (см. таблицу).