В континентальной Европе интерес к промышленному искусству был характерен прежде всего для Германии и Австрии. Примером тому служат музеи искусства и промышленности, появившиеся в Вене (1863) и Берлине (1867), а в 1870-е годы — в Гамбурге, Дрездене, Лейпциге и других городах Германии. Основанные с целью составить образцовую коллекцию для обучения ремесленников, в своей деятельности они стремились показывать ученикам и посетителям образцы хорошего вкуса, а также продемонстрировать технические процессы изготовления предметов, призванных облагородить быт.
Одновременно с музеями названного профиля активно развивались и естественнонаучные музеи, которые, в отличие от художест-венно-промышленных, ставили перед собой скорее просветитель-ские, нежели образовательные задачи1. Так, директор лондонского Музея естествознания Г. Флауэр видел роль куратора в музее в привлечении «всех, кто желает получить знания в объеме, соответ-ствующем устремлениям многих культурных людей, не намеренных, однако, становиться специалистами или экспертами в данной области»2.
|
|
Интерес к природе, науке, народной культуре и истории выразился в открытии зоопарков, музеев политехнического, этнографического и исторического профилей.
В 1873 г. в Швеции открылся Северный музей — музей под открытым небом (впоследствии названный «Скансен»). Демонстрируя в естественном окружении быт человека, музей поставил перед | собой задачу изучения и пропаганды этнографического материала. Этому же была посвящена и деятельность музея этнографии в парижском дворце Трокадеро (1878), начавшего собирательскую и просветительскую деятельность с составления коллекций французских предметов быта, а затем перешедшего к собиранию этнографических свидетельств о повседневной жизни других, преимущественно африканских народов.
В числе первых исторических музеев Европы следует назвать Исторический музей в Москве. Основанный в 1872 г. по инициативе историка И. Е. Забелина и археолога А. С. Уварова, он собирал реликвии истории и культуры России, преследуя цель развития исторической науки и просветительства. Однако собственно образовательную деятельность вели художественные и технические музеи. О последних следует сказать особо, так как именно техника оказала определяющее влияние на социально-экономические процессы, на всю систему науки и культуры. Изменив мир, она стала для ряда стран предметом национальной гордости.
История технических музеев берет свое начало от открытого в 1799 г. в Париже Национального музея техники, занимавшегося коллекционированием моделей, машин и научных инструментов3. Постепенно здесь были собраны лучшие в мире коллекции часов, первых фотоаппаратов и т. д. Однако по мере накопления экспо-
|
|
Первый в мире музей естествознания был учрежден в Лондоне в 1774 г.
2 Цит. по: Хадсон К- Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001. С. 70.
3 Как и Лувр, Национальный музей техники в Париже стал порождением Великой
французской революции.
натов, демонстрировавших историю техники, музей оказался вне тех учебных задач, на которые был ориентирован в период своего создания.
В отличие от парижского, лондонский Музей науки (учрежден в 1876 г.), экспонируя в процессе своего развития все большее количество действующих моделей, схем и описаний разного рода механизмов, не изменял своей изначальной ориентации на учебный процесс1.
С целью демонстрации достижений естественных наук и техники, в 1872 г. в Москве впервые распахнул двери для посетителей Музей прикладных знаний (Политехнический музей). Инициаторами его создания стали ученые — члены Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Так как это Общество ставило своей целью содействовать развитию науки и распространению естественнонаучных знаний, то задачи музея определялись как:.
1. Общеобразовательная — распространение знаний в широких
массах.
2. Специальная — содействие развитию технических знаний и
науки.
Неуклонное следование музея в своей деятельности названным целям позволило ему стать «домом, трибуной и лабораторией передовой научной и технической мысли, а с другой стороны — блестящей просветительской аудиторией».
Наиболее успешно теория и методика образовательной деятельности развивалась в Германии. Именно здесь в 1903 г. был создан подлинный эталон музея естественнонаучного профиля — Немецкий музей шедевров естествознания и техники в Мюнхене, который появился в результате проводившихся систематически с 1882 г. в этом городе технических выставок; не случайно в его создании приняли участие крупнейшие германские промышленные корпорации того времени.
Демонстрируя выдающиеся достижения в области науки и техники, музей призван был показать, как прогресс повлиял на характер и качество жизни людей. С этой целью в его экспозиции с помощью действующих моделей и предметов, работавших в интерактивном режиме, демонстрировались разные ремесла и технические средства от истоков их существования. Принцип наглядности в
1 Выделившись из Южно-Кенсингтонского музея, лондонский Музей науки был
призван сыграть позитивную роль в научном образовании и входил в Департамент науки
и искусства Министерства образования Великобритании.
2 Сборник трудов Государственного политехнического музея (к 120-летию). М.,
1992. С. 5.
4 — 4008 49
этом музее был возведен в абсолют. Здесь же организовывались экскурсии и читались лекции, а каждый школьник города старше 10-ти лет должен быть хотя бы раз в год (с учителем или родителя-; ми) побывать в музее. Благодаря основанному вместе с музеем специальному благотворительному фонду, 250 рабочих, студентов, старшеклассников со всей Германии имели возможность приехать в Мюнхен и в течение пяти дней изучать коллекции музея.
Год создания Немецкого музея шедевров естествознания и тех-ники в Мюнхене стал памятным для музейного дела не только Гер-| мании, но и всей Европы. В 1903 г. в Мангейме состоялась конфе-ренция под названием «Музеи как образовательные и воспитатель-ные учреждения»1, ставшая торжеством идей талантливого музей-ного деятеля и педагога А. Лихтварка, который, возглавив конференцию, провозгласил важность образовательной функции музея. По его мнению, музей, наряду с университетами и академиями, дол-жен оказывать влияние на воспитание всех социальных групп. Этот вывод был сделан А. Лихтварком на основе широкого анализа деятельности немецких музеев.
|
|
Конференция оказала большое влияние на дальнейшее развитие музейной образовательной деятельности. Впервые в музейной практике на ней были определены педагогический потенциал музеев и их возможности в применении наглядно-предметной формы обучения. В рамках общенационального форума, каковым была конференция, был сформулирован и общественный заказ му- зею — стать активным инструментом воспитания и образования.
По решению конференции в 1905 г. начинает издаваться пер- вый в Европе профессиональный музееведческий журнал «Музе-! умскунде», публиковавший статьи, посвященные вопросам взаимо-действия музея и народного образования не только в Германии, но] и в США. Главный пафос этих публикаций заключался в утверждении способности музея не только хранить художественные ценности] прошлого, но и участвовать в создании новых ценностей.