Таким образом, возникает трехуровневая структура социологического знания

Фундаментальные общесоциологические исследования

Теории среднего уровня

 
 


Эмпирические исследования

На фундаментальном уровне изучают социальное развитие, процессы интеграции, дезинтеграции в обществе, развитие личности, а также модели, методику и технику социологических исследований.

К теориям среднего уровня относят исследования социальных институтов в рамках социологии семьи, социологии образования, социологии религии, социологии искусства, социологии армии, социологии армии, социологии труда и т.д.; исследования социальных общностей в рамках социологии малых групп, социологии организаций, социологии толпы и т.д.; а также изучение специализированных социальных процессов в рамках социологии конфликтов, социологии мобильности, социологии урбанизации, социологии общественных движений и т.д.

И соответственно, третий уровень связан с проведением конкретных прикладных исследований в социальных группах и институтах.

Достоинства трехуровнего подхода:

1. Решение недостатков трехуровнего подхода, а именно возможность создания прочной и удобной теоретической основы для исследования конкретных областей человеческой деятельности без излишнего понятийного аппарата фундаментальных теорий,

2. тесное взаимодействие с реальной жизнью людей, находящейся в поле зрения теорий среднего уровня,

3. Демонстрация возможностей социологических исследований в глазах руководителей, специалистов несоциологического профиля.

Недостатки трехуровнего подхода:

1. Сторонники уровневой методолгии могут “перескакивать” от общей теории к частной,

2. Попытка объявить социологические исследования отдельным уровнем науки не выглядит убедительно. Социологическое исследование - вид научной деятельности, в ходе организации которой используются различные сведения, методология из общей теории. Любые иссследования эффективны только тогда, когда за ними стоит фундаментальная наука.

3. Но наиболее полно структуру социологического знания описал Дряхлов Н.И., выделивший семь уровней:

1. методологические и теоретические основы науки;

2. специальные знания относительно социального в его конкретном состоянии на базе частных социологический теорий;

3. знания, раскрывающие специфику реализации установок социологической науки в теории и практике прикладной социологии (социальный менеджмент);

4. социо-инженерная область знаний(сегодня говорят о конструировании социологии - создании социальных технологий);

5. теория социального исследования;

6. методы социального исследования, методы обработки, анализа и обобщения социальной информации, выработки практический рекомендации;

7. знания по организации и деятельности служб социального развития.

Представленная структура выражает дифференциацию социологии. Она характеризует многоплановость как формирования знания в системе этой науки, так и его применение на практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: