Виды сервисной деятельности в основном предполагают некоторые нормы, а именно:
- удобство сервиса (услуги должны предоставляться во время, устраивающее потребителя, в нужном месте);
- гарантирование соответствия производства сервису (т. е. потребитель не должен быть поставлен в условия «обслуживай себя сам»);
- информационная отдача сервиса (к сервисной информации должны внимательно прислушиваться руководители организаций, менеджеры подразделений, маркетологи).
Исходя из функционального назначения системы сервиса, можно сформулировать следующие задачи:
- консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими изделий данного предприятия, облегчающее осознанный выбор;
- подготовка покупателя к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемых изделий;
- передача необходимой технической документации, помогающей покупателю грамотно использовать изделие;
- предпродажная подготовка изделия с целью избежать отказа в его работе во время демонстрации потенциальному покупателю;
|
|
- доставка изделия на место его эксплуатации с минимальной вероятностью повреждения в пути;
- приведение изделия в рабочее состояние на месте эксплуатации и демонстрация его потребителю в действии;
- обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течение всего срока нахождения его у потребителя;
- оперативная поставка запасных частей, тесный контакт с их изготовителем;
- сбор и систематизация информации об эксплуатации изделия потребителями (замечания, предложения, жалобы);
- участие в совершенствовании и модернизации потребляемых изделий по результатам анализа собранной информации;
- сбор и систематизация информации о сервисной деятельности конкурентов;
- помощь службе маркетинга предприятия в анализе и оценке рынков, потребителей и товаров;
- формирование сегмента постоянных потребителей по принципу: «Вы покупаете наш товар и используете его, мы делаем все остальное».
По содержанию деятельности по сервисному обслуживанию все большее распространение получают интеллектуальные услуги (а не чисто технические), что обусловило деление сервиса на несколько видов:
- жесткий сервис, включающий в себя все услуги, связанные с поддержанием работоспособности, безотказности и заданных параметров функционирования товара;
- мягкий сервис, включающий весь комплекс интеллектуальных услуг, связанных с индивидуализацией, т. е. с более эффективной эксплуатацией товара в конкретных условиях его функционирования у данного потребителя (или с расширением сферы полезности товара);
- прямой сервис – комплекс услуг, непосредственно связанных с эксплуатацией купленного товара;
|
|
- косвенный сервис – комплекс услуг, не имеющих не посредственного отношения к купленному товару, но способствующих установлению доверия покупателя к фирме, оказывающей услуги (что также приносит успех фирме).
- дилерский сервис – прямой договор с зарубежной фирмой-производителем на выполнение определенного спектра услуг по гарантийному техническому обслуживанию бытовой техники и послегарантийному обслуживанию и ремонту бытовой техники данного типа (модели). Таким образом, подписав с авторизированным сервисным центром договор, фирма-производитель предоставляет ему все необходимое для быстрого и качественного обслуживания бытовой техники:
- нормативно-техническую документацию – краткую характеристику, принцип действия, методики испытания и проч.;
- специальную технологическую оснастку и диагностические контрольно-измерительные приборы, запасные части на все виды поставляемой техники;
- проводит обучение, переподготовку и стажировку специалистов сервисных центров для освоения и технического обслуживания новых, наиболее современных типов и моделей выпускаемой и поставляемой бытовой техники.
В настоящее время в больших городах России дилерский сервис обладает наибольшим потенциалом, перспективами развития, так как он лучше ориентирован на спрос и предложения рядового потребителя.
Необеспеченность спроса на услуги сервисного обслуживания объясняется тем, что большинство сервисных центров сосредоточены в центральных и близких к ним районах города.