Компетенция - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.
Под компетенцией понимается совокупность качеств личности, а также профессиональных знаний, умений и навыков.
Компетенции – это требования внешней и внутренней среды организации, сформулированные с учетом потребностей (ожиданий) общества и работодателей в специалистах с определенным набором характеристик. А компетентность представляет собой комплекс уже сформированных компетенций, проявляющихся в способности специалиста решать задачи и готовности к выполнению своей роли в той или иной области деятельности.
Компетентность: осведомлённость, опытность, способность к принятию обдуманных решений в какой-то области деятельности.
|
|
Профессиональная компетентность - качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности.
Следовательно, понятия «компетентность» и «компетенция» находятся в отношениях, при которых компетентность обеспечивается определенным набором компетенций.
Профессиональная компетентность выступает интегральной характеристикой, которая позволяет судить об уровне подготовленности психолога и его способности выполнять должностные функции.
Специалист-профессионал - это человек, достигший высокого уровня исполнения своих обязанностей в главной сфере функционирования того учреждения, в котором он работает. Таким образом, профессионализм – особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Уяснив сущность профессиональной компетентности практического психолога и его профессионализма, можно перейти к вопросу о том, как же достичь ее желаемого уровня?
К решению данной проблемы авторы предлагают подход, для реализации которого следовало бы воспользоваться акмеограммой практического психолога. Разработанная акмеограмма представляет собой модель практического психолога как профессионала и отражает систему предъявляемых к нему требований, соблюдение которых обеспечивает продуктивное выполнение, им своих функций в реальных условиях, а также способствует постоянному развитию и реализации его творческого потенциала.??????
|
|
В акмеограмме практического психолога представлены объективные и субъективные характеристики его труда. Объективные характеристики включают в себя цели и задачи. Для их реализации объективно необходимо выполнить вполне определенные функции. Следовательно, функции также относятся к объективным характеристикам труда психолога. Субъективная сторона данного труда представлена в акмеограмме через знания, умения, навыки, профессиональные позиции, психологические качества и акмеологические инварианты. Рассмотрим субъективные характеристики более подробно.
Профессиональные знания как объективно необходимые сведения о всех сторонах труда практического психолога складываются из востребованных практикой общих и частных компонентов. Они составляют основу для формирования психолого-педагогической культуры и непосредственно технологии достижения психологом желаемых результатов труда. Знание практическим психологом общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональной деятельности, ее структуры, содержания и практики является необходимой предпосылкой ее успешного осуществления.
Профессиональные умения представляют собой действия и методы работы психолога, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе деятельности. Ему необходимо уметь объективно и всесторонне анализировать реальные условия и факторы, цели и задачи труда и жизни клиента; планировать и эффективно осуществлять социально-психологическую работу в соответствии с научными рекомендациями, законами и интересами человека, группы, общества; систематически изучать и объективно оценивать результаты социально-психологической деятельности, а также реализовывать меры по ее оптимизации. Не менее важно владеть умением эффективно осуществлять в первую очередь те мероприятия, которые играют определяющую роль в достижении намеченной цели. При этом очень существенно приобретать умения все более высокого порядка.
Базовыми компонентами для развития умений являются навыки. В числе важных навыков можно выделить способность регулировать свою мыслительную деятельность и психические состояния, мобилизовывать возможности и психологический ресурс, осуществлять весь комплекс деятельностиых элементов, образующих целостную технологию продуктивного профессионального труда психолога.
Психологические качества практического психолога представляют собой совокупность активных элементов психологического ресурса, каждый из которых самобытно проявляется в его деятельности. Они охватывают особенности профессионального мышления и сознания, рефлексии и самооценки, целеполагания и мотивационной сферы, взаимосвязей, отношений и практических действий. Наиболее значимыми психологическими качествами практического психолога являются: аналитико-конструктивный склад мышления и самостоятельность суждений; чуткость и проницательность; эмоционально-волевая стабильность и терпеливость; устойчивость к стрессам и умение адаптироваться к различным условиям и факторам выполнения обязанностей как в едином контексте труда и жизни клиента, так и при проведении самостоятельных целевых мероприятий; эмпатия и рефлексия; общая психофизическая активность.
Профессиональная позиция психолога определяет его ориентации, место и роль в процессе предписанной ему деятельности. Как устойчивая система отношений она выражает его самооценку, уровень профессиональных притязаний, мотивированность деятельности и понимание своего предназначения. Эта ее общая сторона дополняется конкретными ситуационными элементами, являющимися предпочтительными при выполнении деятельностных функций диагностического, развивающего, терапевтического, корректировочного, консультационного, аналитического, контрольно-оценочного и иного характера.
|
|
Акмеологические инварианты практического психолога представляют собой постоянную включенность в процесс принятия решения, предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и другие невостребованные ранее профессионально важные качества и индивидуальные особенности.
Следует отметить, что использование акмеограммы как наиболее полного системного описания профессиональной компетентности практического психолога позволяет не только выделить ее желаемые компоненты, но и определить те из них, которые препятствуют продуктивной деятельности.
Таким образом, анализ профессиональной деятельности с использованием показателей акмеограммы позволяет получить всестороннюю оценку его профессиональной компетентности.
Вполне очевиден факт, что профессиональная компетентность является стержневым компонентом конкретной деятельности и труда в целом. Именно она выступает определяющим фактором в достижении желаемых результатов.
К педагогу - психологу, как специалисту предъявляется ряд требований, которым он должен соответствовать. Педагог-психолог должен быть готовым к:
1. Осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся;
2. Способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ;
3. Содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;
4. Способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения;
5. Осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей;
6. Разрабатывать коррекционные и развивающие программы с учетом особенностей личности;
|
|
7. Проводить психологическую диагностику различного профиля и предназначения и необходимую психолого-педагогическую коррекцию;
8. Осуществлять психологическую поддержку творчески одаренных учащихся.
Кроме этого, педагог-психолог должен знать:
1. Конституцию РФ.
2. Законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.
3. Декларацию прав и свобод человека.
4. Конвенцию о правах ребенка.
5. Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся и их социальеой защиты.
6. Общую, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую, возрастную, социальную, психологию, патопсихологию, основы психотерапии, профориентации, профессиведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования, МАСПО и т.д.
Для педагога-психолога важно соблюдать этические принципы в своей работе.
Профессиональная этика – совокупность норм и правил (принципов), регулирующих поведение и общение людей в определенной области профессиональной деятельности.
Можно выделить следующие наиболее общие профессионально-этические принципы:
1. Принцип профессиональной компетентности – педагог-психолог должен решать только те вопросы, в которых он профессионально осведомлен, к которым теоретически и практически подготовлен;
2. Принцип благополучия потребителя – защит прав тех, кто прибегает к психологическим услугам;
3. Принцип конфиденциальности – информация, полученная педагогом-психологом в ходе работы, должна оставаться в тайне и не передаваться другим людям без согласия заинтересованного лица, за исключением, если данные сведения не представляют никакой угрозы другому человеку;
4. Принцип необходимости и достаточности предоставляемой информации – предоставление только той информации, которая необходима и достаточна для решения определенных задач;
5. Принцип научной обоснованности и объективности заключается в применении только валидных и надежных методов, техник;
6. Принцип ответственности – педагог-психолог несет ответственность за организацию, ход и результаты психологического обследования, за любое решение, принимаемое относительно клиента;
7. Принцип обеспечения суверенных прав личности – добровольность участия в психологическом обследовании, право знать результаты обследования;
8. Принцип отношения и уважения к клиенту – принятие клиента таким, какой он есть;
9. Принцип не нанесения ущерба человеку (не навреди!) – деятельность педагога-психолога не должна наносить вреда личности клиента.