Групповая динамика – это совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедетельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад.
Психолог Волков И.П. предложил следующие этапы группообразования:
1. Фаза первичного восприятияЮ, знакомство.
2. Сближение, упрочение групповой работы.
3. Разделение на клики
4. Дробление – критическая стадия
5. Сцепление – укрепление чувства «мы»
6. Фаза гармонии
План наблюдения и анализа групповой динамики
Группа отвечает закономерностям
- Целое доминирует над его частями
- Отдельные элементы объединяются в целое(не сходство, а взаимосвязь является основой для формироаниягруппы)
В группе анализируются:
1. Цели
2. Нормы
3. Структура группы
4. Сплочённость
5. Фаза развития группы
Проблема нормы и патологии в развитии и поведении. (очень большой)
Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка. Критерии явления «норма - аномалия». Предметная норма, социально-возрастная норма, индивидуальная норма, нормы психического развития. Общепсихологический и возрастно-психологический аспекты проблемы «норма - аномалия» (Л.С. Выготский). Причины и условия деформации личностного развития ребенка. Источники и механизмы развития личности ребенка. Психологический климат школы как фактор развития личности ученика.