Социологическая и психологическая школы правопонимания

Социологическая школа права: основные направления.

Предтечей этой теории явилась «школа свободного права», представители которой (Эрлих и др.) выступали за «живое право народа», основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей.

Социологическая школа права, как одно из основных направ­лений буржуазной правовой науки, внешне противоположное абстрактно-нормативному и выступающее с его критикой, сло­жилась в первой трети XX в. первоначально в Европе, а затем получила наибольшее распространение в США. Представители этого направления, пронизанного философией прагматизма и распадающегося на ряд течений (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Левеллин и др.), эклектически охватывают собирательным поня­тием «право» административные акты, судебные решения и при­говоры, обычаи, правосознание судей и иных должностных лиц, правоотношения, а также и юридические нормы, значение кото­рых среди названных правовых средств воздействия на поведение людей всячески принижается.

В представлениях сторонников социологической теории право должно рассматриваться не иначе, как в «действии», в про­цессе применения. «Право, — по утверждению Джона Дьюи, — есть деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность». Что касается правовой нормы, то она лишена сколько-нибудь активной роли: «глас во­пиющего в пустыне», «клочок бумаги», «голый стандарт», напол­няемый содержанием в каждом конкретном случае посредством издания индивидуальных административных или судебных актов. Способностью творить право наделяются судьи: «право состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и обязанности сторон». При этом подчеркивается значение психи­ческого переживания судьей того, что есть право, при разреше­нии конкретного дела.

Несмотря на различные модификации, общее во взглядах юристов-«социологов» на право состоит в том, что все они, так или иначе, понимают под ним совокупность «правовых» отноше­ний, возникающих и существующих независимо от норм; сло­жившийся в жизни «социальный порядок» или «правопорядок», а в конечном счете «фактический образ деятельности правитель­ства, судов и других государственных органов и его должностных лиц».

Не трудно заметить, что подобное понимание права, с одной стороны, приближает его к реальной жизни, юридической прак­тике, на что ссылаются представители социологической школы права, а с другой — теоретически обосновывает и оправдывает административный и судебный произвол.

Психологическая

Данная теория получила свою детальную разработку в XX в. и связана с именами Петражицкого, Росса, Фрейда, Рейснера и др.

Представители данной теории придерживались идеи, что именно психика людей является фактором, определяющим развитие общества, его морали, права, государства.

Наиболее известным сторонником психологической теории являлся Л.И. Петражицкий. По его мнению, правовые феномены появляются в сознании человека, когда он испытывает ощущения, связанные с правами и обязанностями в определенный момент времени. Для их познания необходимы самонаблюдение и внешнее наблюдение чужого психического опыта. Главное различие между правом и нравственностью Петражицкий видел в различии между императивным характером нравственности и императивно-атрибутивным характером права. Императивность предстает в понимании Петражицкого индивидуально-личностным сознанием долга, обязанности. Атрибутивность понимается как сознание своего права, выступающее вовне как притязание. Для нравственности важен момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для права главное сосредоточено в непременном исполнении обязанностей.

В исследовании функций права Петражицкий выделил организационную и дистрибутивную функции. Организационная функция состоит в наделении одних индивидов правом издавать обя­зательные для других веления и наделении других индивидов обязанностью исполнять эти веления. Дистрибутивная функция заключается в распределении экономических благ, в первую очередь посредством концепции собственности.

Петражицкий распространял действие права на более широкую область, чем это было традиционно принято. Так, он относил к праву спортивные правила, правила гостеприимства и этикета, отношения криминальных групп, возлюбленных и т.д.Право Петражицкий подразделял на позитивное и интуитивное. Если позитивное право обладает единой структурой правил для больших или меньших человеческих сообществ, игнорирует индивидуальные особенности, то содержание интуитивного права индивидуально, разнообразно., права и обязанности позитивного права, по мысли Петражицкого, являются временными и локальным, а права и обязанности интуитивного права - универсальными.

Петражицкий различал более 15 видов положительного права. Помимо официального права (законодательства) он различал книжное право, право религиозно-авторитетных примеров, дого­ворное право, прецедентное право, право юридических пословиц и поговорок и т.д.

Петражицкий выявил три эволюционные тенденции в развитии права:1.Ослабление мотивационного давления права в виде санкций поощрений.

2.Смещение с грубых символов (страх) на более тонкие побудительные мотивы (стимулы прибыли); от эгоистических к смешанным, а затем к альтруистическим мотивам.3.Постепенное усиление требований права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: