Коммерческие организации сталкиваются с большим количеством непредвиденных обстоятельств, способных нанести вред желаемому имиджу и репутации. Случаи, совсем неожиданные и неподконтрольные менеджменту например, землетрясения немногочисленны; большинство же ситуаций прямо или косвенно порождены действиями менеджмента например, попытки поглощения компании, проблемы потребительского сервиса, некачественные продукты и т.д..
Иногда отсутствие кризисного планирования и излишняя самоуверенность менеджмента приводит к негативным последствиям.
Отсюда в каждой организации должен быть проведен анализ возможных рисков и составлена стратегия ответных действий по работе с имиджем и репутацией в зависимости от природы возможного кризиса.
Предварительная подготовка к возможному кризису:
1) Определение возможных кризисов - найти наиболее слабые места в компании, которые более уязвмы для кризиса;
2) Формирование антикризисной команды менеджеров;
3) Заранее разработать примерные антикризисные программы - составить набор возможных вопросов и вероятных ответов на них по всем возможным кризисным ситуациям;
|
|
4) Определить две главные задачи, которые необходимо будет решить в первые часы кризиса.
Шаги по преодолению кризиса:
o Самое главное, компания, в лице PR -службы, должна принять четкую позицию по поводу возникших трудностей. Не допустима перемена мнения компании по возникшим вопросам;
o Все действия организации в кризисной ситауции должны быть открыты для общественности. Аудитория должна видеть, что компания действительно работает над разрешением проблем;
o Эффективно вовлекать в антикризисную кампанию авторитетную для общественности сторону, которая бы оказывала свою поддержку организации;
o Руководство компании всегда должно быть на виду. Это демонстрирует общественности озабоченность главы компании происходящими событиями.
o Наладить активные связи со СМИ, которые будут освещать антикризисную политику компании;
o Информировать работников компании обо всех действиях организации. Это будет способствовать функционированию организации в нормальном режиме.
o Следует постоянно анализировать кризис, рассматривать все возможные исходы кризисной ситуации для фирмы, видеть не только существующее положение организации, но и итог всей антикризисной кампании.
o Для восстановления репутации компании следует признать свои ошибки, вину, оплошности, если таковые были. И к завершению кризиса переключить внимание общественности и СМИ на те положительные действия, которые были осуществелены, а не на прошлые ошибки.
|
|
o Постоянно регулировать внешние коммуникационные потоки. Контролировать, доходят ли до общественности сообщения организации, проводить опросы и т.д.
Можно выделить такие причины кризиса:
· форс-мажорные обстоятельства,
· злонамеренные действия посторонних,
· низкое качество продукта,
· ошибки при работе с техникой и просчеты в управлении.
В первые несколько часов или дней кризиса менеджмент обычно сообщает о том, как с кризисом планируется бороться. В этот период ущерб имиджу и репутации компании может быть усилен вмешательством и спекуляциями СМИ.
Реакция на кризис требует трех шагов:
1. Немедленная коммуникативная реакция - занятие активной позиции и выигрыш времени на подготовку дальнейших шагов
2. Ответ на основные вопросы СМИ- организованная беседа с прессой с целью не допустить ухода информационного потока в нежелательное русло.
3. Выражение сожаления.
В любом случае, которые будут общаться со СМИ, должны быть подготовленными к разговору с ними.
Так, заявление пресс-секретаря или иного лица должно содержать следующие тезисы:
1.Все возможное для минимизации ущерба в данной ситуации уже предпринято.
2. Все детали говорящему неизвестны, а иные заявления до окончательного результата расследования могут вводить в заблуждение.
3. Расследование уже ведется.
4. Представитель фирмы пресс-секретарь или иное лицо будет доступен для контактов в четко определенном месте в четко определенное время с детальной информацией.
5. Организация крайне озабочена случившимся.
Обычно пресса задает три основных вопроса: что случилось, почему и что предпринимается. Версии должны быть достоверными и не подлежать изменениям в ближайшем будущем.
Дальнейшее поведение определяется причинами события, значимостью, масштабами и т.д., оно может быть от аристократического желания быть выше этого до открытого взаимодействия с обществом напрямую или, наоборот, фатализма и поиска виноватых.