В массовых представлениях наряду с традиционными средствами используются очень часто транспортная и всякая иная техника, стихии огня и воды, природное освещение, новейшие достижения современной науки, пиротехника, птицы и животные и т. д. и т. п. Как писал В. В. Маяковский в прологе к «Мистерии-буфф»: Мы тоже покажем настоящую жизнь, но она в зрелище необычайнейшее театром превращена!..
В принципе все, что невозможно в обычном театре и на что даже не отвлекается никогда фантазия режиссера и художника, может быть использовано в массовом представлении.
Часто в постановках участвуют легковые и грузовые автомобили, трактора и танки, машины-амфибии и бронетранспортеры, молоковозы, цементовозы, панелевозы и прочие «возы», веялки, сеялки, жнейки, комбайны и всяческая другая сельхозтехника, велосипеды и мотоциклы, самолеты и вертолеты, катера и глиссеры, шлюпки и яхты, пароходы и теплоходы, сухопутные и плавучие подъемные краны, метеозонды и гидромониторы и т. д. Фантазия режиссеров-постановщиков неуемна. На одном из массовых представлений, проходившем в ночное время, использовались иллюминированные электрокары. А.П. Конников на празднике «Русской зимы» в Лужниках смонтировал на мотоциклах высокие «гнезда», поместил в них девушек в полушубках, расписные полы которых накрывали всю конструкцию вместе с мотоциклом, и поставил хоровод — «Мотоберезка». Ленинградский режиссер И. Я. Шноль вынашивает идею поставить карнавал, используя грузовые трамваи. Подобные «трамвайные» шествия проходили в Петрограде в 19-20-м годах, но с тех пор незаслуженно забыты. А ведь трамваи разом решают множество вопросов: дешевая электроэнергия, заранее определенная трасса, возможность установить на платформе мотор, а следовательно - движущееся оформление, любое освещение и т. п
|
|
А в торжественной церемонии «Посвящения в студенты» «огонь знаний» часто зажигается с помощью... лазера.
Режиссер-постановщик массового театрализованного представления обязан не только владеть всеми средствами современной сценической техники, но хорошо знать и уметь применять все новейшие достижения науки и техники вообще. Впрочем, не только новейшие. Во время «Юморины» в Одессе, был проведен парад старых машин на приз «Антилопы-гну», а значит, режиссеру пришлось изучить все допотопные марки автомобилей.
В массовом театрализованном представлении транспортные средства, неодушевленные вещи могут «заговорить», стать «действующими лицами». Как писал В. В. Маяковский в «Мистерии «буфф»: «Действующие Земли обетованной: 1)Молот, 2) Серп, 3) Машины, 4) Поезда, 5) Автомобили...»
|
|
А вспомним у него же разговор двух судов на рейде. Это ведь прием массового зрелища. И вот мы видим перекличку старого паровоза и современного электровоза на празднике в Туле или представление, решенное, как эстафета славы знаменитых кораблей: от «Авроры» до «Арктики» в Петербурге.
В этом случае техника выполняла образные функции.
Расскажем, как использование современной техники стало принципом решения всего представления целиком.
В 1993 году в Москве проходили заключительные мероприятия Всероссийского фестиваля молодежи, и в их числе - театрализованный митинг на ВДНХ. Учитывая тему митинга, место его проведения (открытая площадь возле скульптуры «Рабочий и колхозница»), а также возможности ВДНХ (наличие на выставке различных образцов современной техники) было предложено следующее решение «окружающей среды»: всю площадь ок ружить большими машинами-экспонатами: кранами, экскаваторами, комбайнами, панелевозами и т. д. и т. п. Каждую машину соответствующим образом де корировать и украсить лозунгами, транспарантами, флагами, символизируя таким образом одну из строек, на которых данных машин представлено в наиболошей степени. Каждую такую машину превратили в своеобразную сценическую площадку — трибуну для представителей эти строек. Зрители находятся в центре. В результате решается сразу целый ряд задач: монтировку сценических площадок, которые можно было легко, своим ходом доставить на место действия и которые были подняты над головам зрителей; ограничение замкнутого пространства для участников митинга; создание особой атмосферы, в которой солировала скульптура В.Мухиной в обрамлении реальной техники; символическое и аллегорическое, но в то же время лаконичное изображение строек и т. д.
Транспорт также является очень удобной самодвижущейся декорацией. Без применения современной техники трудно предста вить себе любое шествие. А если в массовом представлении под открытым небом есть цирковые номера, то техника просто необходима. «Воздушный полет», смонтированный под вертолетом или на стреле подъемного крана, акробаты-каскадеры на автомобилях и мотоциклах, велофигуристы и т. д - стали обычным явлением на стадионном представлении.
В ряду необычных средств театрализации, которыми располагает режиссер массового представления, стоят также силы природы: огонь, вода, воздух, свет солнца или луны и т. д.
Вспомним опять В. В. Маяковского. В либретто цирковой пантомимы «Москва горит» (кстати, еще один образец прекрасного сценария для массового театрализованного представления) у него действовали не только люди, куклы и звери, но также огонь и вода.
В качестве примера использования «живого» огня вспомнить массовое представление на стадионе в Лужниках, посвященное 850-летию Москвы на котором 1800 лучших российских гимнасток демонстрировали массовые спортивные выступления с булавами, начиненными бенгальским огнем, складывая из них огненные клумбы, дорожки, волны и т. п. (режиссер М. Д. Сегал).
Огонь - одно из самых сильных средств художественной выразительности в массовом представлении под открытым небом. Достаточно сказать, что если каждый исполнитель в огромной массе людей одновременно по команде зажжет обыкновенную спичку, то даже такой примитивный трюк даст совершенно ошеломляющий эффект.
Любопытные приемы использования в массовом представлении огня и воды можно найти в спектаклях английского уличного театра «Wallfaier Stait». Актеры этого театра называют себя «инженерами воображения». Спектакли их - это сюрреалистический набор различных символов и аллегорий, не связанных ни сюжетом, ни мыслью, ни логикой. Но отдельные технические приемы заслуживают того, чтобы о ких рассказать.
|
|
Спектакль готовится большим количеством людей и в течение длительного времени (иногда месяц) и идет целую ночь. Повторить его нельзя, так как в процессе представления уничтожается все, что было изготовлено. Спектакль о котором хочется рассказать шел в парке на большом пространстве, огороженном канатами. В разных местах этого пространства стояли сделанные из бумаги почти в натуральную величину пароход, дом и даже корова. Целая поляна была утыкана бумажными флажками разных стран мира (такие флажкл ставят обычно на столах делегаций во время переговоров). На высоком дереве висели две громадные человеческие фигуры, выполненные из металлической фольги. Ветер шуршал, шелестел, звенел ими, и они шевелились, как живые. Другие фигуры - неподвижные куклы в человеческий рост - были сделаны из соломы и «жили» в доме, «плыли» на пароходе, «пасли» корову. Еще была громадная «голова» (как в «Руслане и Людмиле»), лежавшая у подножия холма. По всему этому населенному странными персонажами пространству бродили такие же странные люди. Два «поджигателя» в костюмах «огня» (оранжевые, красные и желтые ленты у него на плечах, как пончо, у нее на поясе, как юбка) ходят и зажигают бачки с горючей смесью разного цвета, множество воткнутых в землю свечей (поле павших?). Постепенно весь абсурдный мир начинает разрушаться, уничтожаться. «Голова» встает на ноги (оказывается, внутри все это время сидел человек), идет на холм и там с треском лопается. Фигуры из фольги падают с дерева, сминаются в бесформенную кучу, и их топчут ногами. Один из актеров, одетый в костюм пирата, берет брандспойт и мощной струей воды сначала гасит все свечи, а затем сбивает флажки. Они плывут, кувыркаясь в потоках воды и грязи. От бачков постепенно загораются пароход, дом и корова. Соломенные куклы корчатся в пламени, как живые, а от бумажных конструкций остается только обугленный проволочный каркас-скелет...
Некоторые технические приемы этого зрелища заслуживают внимания. Например, поле флагов - это любопытно, фигуры из фольги - красиво, а горящая корова - это очень страшно. Как писал бюллетень фестиваля «Курьер»: «Немного «шума из ничего», немного фантазии, немного детской игры, а в результате возникает нечто не повседневное, возникает система меняющихся образов на пленэре»...
|
|
Вода используется в качестве основного выразительного средства на ежегодном «Празднике фонтанов» в Петергофе (автор и режиссер И. Гуревич). Но в любом представлении на воде можно легко соорудить фонтаны произвольной мощности и высоты с помощью гидромониторов или противопожарных судов. Ночью эти фонтаны можно красиво подсветить цветными прожекторами. А если на фоне специально подобранной музыки синхронно с ее ритмом и настроением менять количество струй, их высоту, мощность и цвет, то может получиться феерическое зрелище.
В качестве примера приведем эпизод из поставленного М.Д.Сегалом в 1996-1997 годах на стадионе «Динамо» Всероссийского спортивного парада. Вдоль всей южной трибуны были уложены трубы с отверстиями и устроены специальные водостоки. В определенный момент в небо ударили сотни искря-шихся на солнце водяных струй. Над стадионом повисла радуга, на фоне которой выступали гимнасты. То, что фонтаны забили не у реки или у моря, ана стадионе, было полнейшей неожиданностью для зрителей и произвело огромный эффект...
Последний по времени Международный молодежный музыкальный фестиваль в Сочи ставили в новом киноконцертном зале «Фестивальный». При целом ряде архитектурных погрешностей у этого зала есть одно конструктивное достоинство - со сцены можно снять деревянные щиты и наморозить лед для выступления фигуристов. Лед был не нужен, но щиты сняли, покрасили бетонную ванну в черный цвет и залили ее водой. Белые ажурные конструкции на черном водяном зеркале (художник Р.Л.Казачек) композиции из цветов на водяной глади (аранжировщик - известный сочинский цветовод С.И.Венчагов), световые блики, рябь и силуэты певцов, отраженные водой и спроецировавшиеся на громадный экран создали очень красивое зрелище.
Все это примеры того, как используется вода в представлениях на суше. Но ведь существует множество представлений, которые полностью ставятся на воде (например, популярный в курортных городах традиционный «Праздник Нептуна»). В таких представлениях вода, естественно, становится главным выразительным средством, а с помощью тех же фонтанов можно создать своеобразный водяной занавес, чтобы скрыть перестановки.
Если говорить о занавесе, надо вспомнить еще об одной его разновидности - дымовом занавесе, который получают, зажигая дымовые шашки. Этот занавес может быть сам по себе очень красив (дымы бывают разного цвета), а можно на белую дымовую завесу пускать видеопроекцию и т. д. Но использовать этот трюк надо очень осторожно: при перемене ветра дым отнесет на зрителей, при его отсутствии дымовая завеса стоит долго на месте. Для создания дымового занавеса необходимо иметь специальные «ветродуи», провести ряд технических репетиций и т. д.
Вот пример, как можно совместить в представлении технику и стихию. На одном из массовых представлений, которое проводилось на гребном канале в Крылатском использовалось следующее решение. Спортсмены десантировались над каналом с вертолетов. Вначале выполняли затяжной прыжок и рисовали в небе цветными дымами, потом открли разноцветные парашюты и сориентировавшись на трассу канала в зоне трибун, над самой водой отстегнулись и ушли под воду, цветные купола парашютов поплыли по течению, а а это время спортсмены зажгли под водой специальные факелы и вышли из канала на берег с горящими факелами в руках. Спортсмены в черных резиновых костюмах подводников с масками и аквалангами, с которых стекала вода, но с горящими факелами в руках, строем, держа равнение, вышли «из пучины вод» и маршем под музыку оркестра прошли по набережной.
Мы уже говорили о том, что режиссер массового представления под открытым небом должен учитывать и уметь использовать естественное освещение местности: солнце, луну, звезды.
Вот два примера.
В сочинском карнавале, который проходил, к сожалению, днем, действовали в одном из эпизодов «солнечные зайчики». Это были дети в соответствующих костюмах с карманными зеркальцами в руках. Поймав лучи солнца, они по команде ярко освещали находившуюся до этого в тени Гелио — богиню Солнца.
А в «Орленке» начало представления было точно приурочено к моменту восхода луны. И когда девочка взмахнула жезлом, из-за Медведь-горы появился огромный багровый диск луны. Пока все участники представления, возглавляемые маленьким тамбурмажором, маршировали в прологе, луна медленно и торжественно выкатывалась в небо, дополняя и усиливая настроение и атмосферу представления...