Использование специфических средств художественной выразительности в массовом театрализованном представлении

В массовых представлениях наряду с традиционными средст­вами используются очень часто транспортная и всякая иная тех­ника, стихии огня и воды, природное освещение, новейшие дости­жения современной науки, пиротехника, птицы и животные и т. д. и т. п. Как писал В. В. Маяковский в прологе к «Мистерии-буфф»: Мы тоже покажем настоящую жизнь, но она в зрелище необычайнейшее театром превращена!..

В принципе все, что невозможно в обычном театре и на что да­же не отвлекается никогда фантазия режиссера и художника, мо­жет быть использовано в массовом представлении.

Часто в постановках участвуют легковые и грузовые автомобили, трактора и танки, машины-амфибии и бронетранспортеры, молоковозы, цемен­товозы, панелевозы и прочие «возы», веялки, сеялки, жнейки, комбайны и вся­ческая другая сельхозтехника, велосипеды и мотоциклы, самолеты и вертоле­ты, катера и глиссеры, шлюпки и яхты, пароходы и теплоходы, сухопутные и плавучие подъемные краны, метеозонды и гидромониторы и т. д. Фантазия ре­жиссеров-постановщиков неуемна. На одном из массовых представлений, про­ходившем в ночное время, использовались иллюминированные электрокары. А.П. Конников на празднике «Русской зимы» в Лужниках смонтировал на мо­тоциклах высокие «гнезда», поместил в них девушек в полушубках, расписные полы которых накрывали всю конструкцию вместе с мотоциклом, и поставил хоровод — «Мотоберезка». Ленинградский режиссер И. Я. Шноль вынашивает идею поставить карнавал, ис­пользуя грузовые трамваи. Подобные «трамвайные» шествия проходили в Пе­трограде в 19-20-м годах, но с тех пор незаслуженно забыты. А ведь трамваи разом решают множество вопросов: дешевая электроэнергия, заранее опреде­ленная трасса, возможность установить на платформе мотор, а следовательно - движущееся оформление, любое освещение и т. п

А в торжественной церемонии «Посвящения в студенты» «огонь знаний» часто зажигается с помощью... лазера.

Режиссер-постановщик массового театрализованного представ­ления обязан не только владеть всеми средствами современной сценической техники, но хорошо знать и уметь применять все но­вейшие достижения науки и техники вообще. Впрочем, не только новейшие. Во время «Юморины» в Одессе, был проведен парад старых машин на приз «Антилопы-гну», а значит, режиссеру при­шлось изучить все допотопные марки автомобилей.

В массовом театрализованном представлении транспортные средства, неодушевленные вещи могут «заговорить», стать «дей­ствующими лицами». Как писал В. В. Маяковский в «Мистерии «буфф»: «Действующие Земли обетованной: 1)Молот, 2) Серп, 3) Машины, 4) Поезда, 5) Автомобили...»

А вспомним у него же разговор двух судов на рейде. Это ведь прием массового зрелища. И вот мы видим перекличку старого паровоза и современного электровоза на празднике в Туле или представление, решенное, как эстафета славы знаменитых кораб­лей: от «Авроры» до «Арктики» в Петербурге.

В этом случае техника выполняла образные функции.

Расскажем, как использование современной техники стало принципом решения всего представления целиком.

В 1993 году в Москве проходили заключительные мероприятия Всероссийского фестиваля молодежи, и в их числе - театрализованный митинг на ВДНХ. Учитывая тему митинга, место его проведения (открытая площадь возле скульптуры «Рабочий и колхозница»), а также возмож­ности ВДНХ (наличие на выставке различных образцов современной техники) было предложено следующее решение «окружающей среды»: всю площадь ок ружить большими машинами-экспонатами: кранами, экскаваторами, комбайнами, панелевозами и т. д. и т. п. Каждую машину соответствующим образом де корировать и украсить лозунгами, транспарантами, флагами, символизируя таким образом одну из строек, на которых данных машин представлено в наиболошей степени. Каждую такую машину превратили в своеобразную сценическую площадку — трибуну для представителей эти строек. Зрители находятся в центре. В результате решается сразу целый ряд задач: монтировку сценических площадок, которые можно было легко, своим ходом доставить на место действия и которые были подняты над головам зрителей; ограничение замкнутого пространства для участников митинга; создание особой атмосферы, в которой солировала скульптура В.Мухиной в обрамлении реальной техники; символическое и аллегорическое, но в то же время лаконичное изображение строек и т. д.

Транспорт также является очень удобной самодвижущейся декорацией. Без применения современной техники трудно предста вить себе любое шествие. А если в массовом представлении под открытым небом есть цирковые номера, то техника просто необходима. «Воздушный полет», смонтированный под вертолетом или на стреле подъемного крана, акробаты-каскадеры на автомобилях и мотоциклах, велофигуристы и т. д - стали обычным явлением на стадионном представлении.

В ряду необычных средств театрализации, которыми распола­гает режиссер массового представления, стоят также силы приро­ды: огонь, вода, воздух, свет солнца или луны и т. д.

Вспомним опять В. В. Маяковского. В либретто цирковой пан­томимы «Москва горит» (кстати, еще один образец прекрасного сценария для массового театрализованного представления) у него действовали не только люди, куклы и звери, но также огонь и вода.

В качестве примера использования «живого» огня вспомнить массовое представление на ста­дионе в Лужниках, посвященное 850-летию Москвы на котором 1800 лучших российских гимнасток демонстрировали мас­совые спортивные выступления с булавами, начиненными бенгаль­ским огнем, складывая из них огненные клумбы, дорожки, волны и т. п. (режиссер М. Д. Сегал).

Огонь - одно из самых сильных средств художественной вы­разительности в массовом представлении под открытым небом. Достаточно сказать, что если каждый исполнитель в огромной массе людей одновременно по команде зажжет обыкновенную спичку, то даже такой примитивный трюк даст совершенно оше­ломляющий эффект.

Любопытные приемы использования в массовом представлении огня и воды можно найти в спектаклях английского уличного театра «Wallfaier Stait». Актеры этого театра называют себя «инженерами воображения». Спектакли их - это сюрреалистический набор различных символов и алле­горий, не связанных ни сюжетом, ни мыслью, ни логикой. Но отдельные технические приемы заслуживают того, чтобы о ких рассказать.

Спектакль готовится большим количеством людей и в течение длительного времени (иногда месяц) и идет целую ночь. Повторить его нельзя, так как в процессе представления уничтожается все, что было изготовлено. Спектакль о котором хочется рассказать шел в парке на большом пространстве, огоро­женном канатами. В разных местах этого пространства стояли сделанные из бумаги почти в натуральную величину пароход, дом и даже корова. Целая по­ляна была утыкана бумажными флажками разных стран мира (такие флажкл ставят обычно на столах делегаций во время переговоров). На высоком дереве висели две громадные человеческие фигуры, выполненные из металлической фольги. Ветер шуршал, шелестел, звенел ими, и они шевелились, как живые. Другие фигуры - неподвижные куклы в человеческий рост - были сделаны из соломы и «жили» в доме, «плыли» на пароходе, «пасли» корову. Еще была громадная «голова» (как в «Руслане и Людмиле»), лежавшая у подножия хол­ма. По всему этому населенному странными персонажами пространству бродили такие же странные люди. Два «поджигателя» в костюмах «огня» (оранжевые, красные и желтые ленты у него на плечах, как пончо, у нее на поясе, как юбка) ходят и зажигают бачки с горючей смесью разного цвета, множество воткнутых в землю свечей (поле павших?). Постепенно весь абсурдный мир начинает раз­рушаться, уничтожаться. «Голова» встает на ноги (оказывается, внутри все это время сидел человек), идет на холм и там с треском лопается. Фигуры из фоль­ги падают с дерева, сминаются в бесформенную кучу, и их топчут ногами. Один из актеров, одетый в костюм пирата, берет брандспойт и мощной струей воды сначала гасит все свечи, а затем сбивает флажки. Они плывут, кувыркаясь в потоках воды и грязи. От бачков постепенно загораются пароход, дом и корова. Соломенные куклы корчатся в пламени, как живые, а от бумажных кон­струкций остается только обугленный проволочный каркас-скелет...

Некоторые технические приемы этого зрелища заслуживают внимания. Например, поле флагов - это любопытно, фигуры из фольги - красиво, а горящая корова - это очень страшно. Как писал бюлле­тень фестиваля «Курьер»: «Немного «шума из ничего», немного фантазии, не­много детской игры, а в результате возникает нечто не повседневное, возника­ет система меняющихся образов на пленэре»...

Вода используется в качестве основного выразительного сред­ства на ежегодном «Празднике фонтанов» в Петергофе (автор и режиссер И. Гуревич). Но в любом представлении на воде можно легко соорудить фонтаны произвольной мощности и высоты с по­мощью гидромониторов или противопожарных судов. Ночью эти фонтаны можно красиво подсветить цветными прожекторами. А если на фоне специально подобранной музыки синхронно с ее ритмом и настроением менять количество струй, их высоту, мощ­ность и цвет, то может получиться феерическое зрелище.

В качестве примера приведем эпизод из поставленного М.Д.Сегалом в 1996-1997 годах на стадионе «Динамо» Всероссийского спортивного парада. Вдоль всей южной трибуны были уложены трубы с отверстиями и устроены специальные водостоки. В определенный момент в небо ударили сотни искря-шихся на солнце водяных струй. Над стадионом повисла радуга, на фоне ко­торой выступали гимнасты. То, что фонтаны забили не у реки или у моря, ана стадионе, было полнейшей неожиданностью для зрителей и произвело огром­ный эффект...

Последний по времени Международный молодежный музыкальный фестиваль в Сочи ставили в новом киноконцертном зале «Фестиваль­ный». При целом ряде архитектурных погрешностей у этого зала есть одно конструктивное достоинство - со сцены можно снять деревянные щиты и наморозить лед для выступления фигуристов. Лед был не нужен, но щиты сняли, покрасили бетонную ванну в черный цвет и залили ее водой. Белые ажурные конструкции на черном водяном зеркале (художник Р.Л.Казачек) композиции из цветов на водяной глади (аранжировщик - известный сочинский цветовод С.И.Венчагов), световые блики, рябь и силуэты певцов, отраженные водой и спроецировавшиеся на громадный экран создали очень красивое зрелище.

Все это примеры того, как используется вода в представлениях на суше. Но ведь существует множество представлений, которые полностью ставятся на воде (например, популярный в курортных городах традиционный «Праздник Нептуна»). В таких представ­лениях вода, естественно, становится главным выразительным средством, а с помощью тех же фонтанов можно создать своеоб­разный водяной занавес, чтобы скрыть перестановки.

Если говорить о занавесе, надо вспомнить еще об одной его разновидности - дымовом занавесе, который полу­чают, зажигая дымовые шашки. Этот занавес может быть сам по себе очень красив (дымы бывают разного цвета), а можно на бе­лую дымовую завесу пускать видеопроекцию и т. д. Но использо­вать этот трюк надо очень осторожно: при перемене ветра дым от­несет на зрителей, при его отсутствии дымовая завеса стоит долго на месте. Для создания дымового занавеса необходимо иметь спе­циальные «ветродуи», провести ряд технических репетиций и т. д.

Вот пример, как можно совместить в представлении технику и стихию. На одном из массовых представлений, которое проводилось на гребном канале в Крылатском использовалось следующее решение. Спортсмены десантировались над каналом с вертолетов. Вна­чале выполняли затяжной прыжок и рисовали в небе цветными дымами, потом от­крли разноцветные парашюты и сориентировавшись на трассу канала в зоне три­бун, над самой водой отстегнулись и ушли под воду, цветные купола парашютов поплыли по течению, а а это время спортсмены зажгли под водой специальные фа­келы и вышли из канала на берег с горящими факелами в руках. Спортсмены в черных резиновых костюмах под­водников с масками и аквалангами, с которых стекала вода, но с горящими фа­келами в руках, строем, держа равнение, вышли «из пучины вод» и маршем под музыку оркестра прошли по набережной.

Мы уже говорили о том, что режиссер массового представления под открытым небом должен учитывать и уметь использовать естественное освещение местности: солнце, луну, звезды.

Вот два примера.

В сочинском карнавале, который проходил, к сожалению, днем, дей­ствовали в одном из эпизодов «солнечные зайчики». Это были дети в соответ­ствующих костюмах с карманными зеркальцами в руках. Поймав лучи солнца, они по команде ярко освещали находившуюся до этого в тени Гелио — богиню Солнца.

А в «Орленке» начало представления было точно приурочено к моменту вос­хода луны. И когда девочка взмахнула жезлом, из-за Медведь-горы появился огромный багровый диск луны. Пока все участники представления, возглавляе­мые маленьким тамбурмажором, маршировали в прологе, луна медленно и тор­жественно выкатывалась в небо, дополняя и усиливая настроение и атмосферу представления...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: