Идеальное техническое решение

К одному из приемов, помогающих выбору нового технического решения на главной магистрали развития, относится формулировка идеального технического решения (ИТР), которое называют по разному: «идеальный конечный результат», «идеальная машина», «предельно совершенное устройство» и т.д.

ИТР является как бы ориентиром для выбора прототипа и конструирования улучшенного технического объекта.

Определение ИТР.

Принято считать техническое решение идеальным, если оно имеет одно или несколько из следующих свойств:

а) в ИТР размеры технического объекта приближаются или совпадают с размерами обрабатываемого или транспортируемого объекта, а чистая масса технического объекта намного меньше массы обрабатываемого объекта;

б) в ИТР масса и размер технического объекта или его главных функциональных элементов приближаются к нулю, а в предельном случае равны нулю (когда устройства вообще нет, а необходимая функция выполняется);

в) в ИТР время обработки объекта приближается к нулю или равно нулю;

г) в ИТР кпд приближается к единице или равен единицы, а расход энергии приближается к нулю или равен нулю;

д) в ИТР все части технического объекта выполняет полезную работу в полную меру своих расчетных возможностей;

е) технический объект, имеющий ИТР, функционирует бесконечно длительное время без ремонта и остановок;

ж) технический объект, имеющий ИТР, функционирует без человека или при его минимальном участии;

з) технический объект, имеющий ИТР, не оказывает никакого отрицательного влияния на человека и окружающую природную среду.

В качестве примера приближения к ИТР можно привести радиоаппаратуру, передающую информацию без проводов (мобильные телефоны), прототипом для которой были телефоны, передающие информацию по проводам; ЭВМ на микросхемах и сверхбольших интегральных схемах, прототипом для которых были ЭВМ на электронных машинах.

Для формулировки ИТР полезно использовать следующие правила:

- Не следует думать заранее возможно или невозможно в принципе осуществить ИТР, и какими путями будет реализовано ИТР.

- Любой класс (тип) технических объектов имеет вполне определенное направление (или главную магистраль) развития. Главную магистраль развития технического объекта можно представить в виде схемы, приведенной на рисунке 1. Т1, Т2, Т3 – предшествующие массово выпускаемые технические объекты, Т4 – рассматриваемый прототип, α – угол поиска без знания ИТР, β – сужение угла поиска с ориентацией на ИТР.


Современные взгляды на проблему творчества.

Проблема творчества является одной из самых загадочных, волнующих и злободневных. Вероятно, никогда в прошлом оно не было предметом такого пристального внимания философов, психологов, социологов и педагогов, как сейчас. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды творчества — творчество в науке, технике, искусстве. — его психологические основы и т.п. Применяется и соответствующая методология: естественно-научная, философская или психологическая. Так, психология исследует творчество как классическими методами (самонаблюдение творца, изучение биографических данных, анкетирование, интервьюирование), так и современными (выявление прямого и побочного продуктов предметного действия, кинорегистрация движения глаз и т.п.).

Подобные разработки, несомненно, служат своеобразной техникой, с помощью которой и эвристика, и психология помогают нам ближе подойти к пониманию сущности творчества. Но, тем не менее, все рекомендации подобного рода исследований не обладают общеобязательностью. поскольку отталкиваются от конкретных эмпирических ситуаций и обстоятельств, в которых почему-то состоялся творческий акт. Во всех работах такого рода мы имеем дело с прикладными аспектами творчества, то есть в них не ставится и не исследуется собственно философский вопрос: как вообще возможно творчество У При анализе наследственных способностей субъекта творчества, его таланта, голосовой, слуховой или зрительной исключительности, которые всегда уникальны и неповторимы, мы никаких теоретических выводов о сути и истоках творчества сделать не можем. Точно так же мы не уйдем далеко, изучая психологию субъекта: его темперамент, скорость психических реакций, способность образовывать далекие ассоциации. — эти и другие не менее важные характеристики всегда относятся к конкретному эмпирическому субъекту. Описание психологических механизмов интуиции пли озарения — это всегда описание задним числом у же случившихся актов творчества. Какие выводы можно, напри- ниш ни NIL чі"іііію'ич'Кііііі ОЦІНИ

мер. сделан. їм при in.шия многих великих гнорпои. что очень част озарения иртолнлн х ніш DO Lin-: І'а «т- что Go'iiane спать. Мы можем Поспеловап. совету Эйнштейна и профессионально заниматься мудыкой. Играть на скрипке или внимательно ичп і ыват ься нДостосн- екого. го есть соблюдать нее. ПО '^ІИІІИТСІПіу. условия, необходимые лля творчества, п. если нам повезет, натолкнуться на счастливую идею в фи «икс или математике Однако это всегда будет неконтролируемым чудом Сами по себе способности, таланты, воспитание, образование, культурная ittoittpaiitoctt. сше ко дел,тки ча/оііск.і торном.

Проблема творчества стала предметом специального изучения только в XX веке, в связи с появлением массовой культуры, которая при своем широком распространении неизбежно ведет, по нашему мнению, к угасанию творческого потенциала напни иди парода. В то же время во многих направлениях своего развития человеческое общество или зашло в тупик нлп подходит к нему это проявляется в іроіящеіі экологической-катастрофе. в роете насилия и преступности, но пены HI Kits национализма. н падении роли и престижа религии п т.п. И все больше рас- н-т необходимость и новых идеях, в новых радикальных рецептах спасения. в людях, мыслящих оригинально, способных к новому видению, к открытию новых перепекти I.

Попытки попять п описать феномен творчества ера >У наталкиваются на неразрешимые парадоксы: люди, много знающие о творчестве, сами не творят (разве что пишут интересные CTuri.il и киши но проблеме творчества, что тоже в определенном смысле является творчеством). Гот же. ктотворпт, создаст совершенно новые иеппости в науке пли искусстве. чаше всего не знает, как он это делает (а то. ч то он потом рассказывает теоретикам творчества, особой ценности не представляет, ибо никаких общих выводов иди рекомендаций нз его сугубо индивидуального опыта получить нельзя).

Когда мы говорим о творчестве, то прежде всего имеем в пилу великих людей: писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается в своей жизни творчеством, когда он пытается не просто механически выполнить свою работу, но и внести в нее что-то от себя, хоть в чем-то ее усовершенствовать Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.

Творчество, считал И.Бердяев, выдаст іеппальпую природу человека. каждый человек гениален, а соединение гениальности и таланта создаст гения. Можно не быть гением, по быть гениальным. «. Гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной може і быть забота и ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей. не выражающаяся ин в каких продуктах гениальным может быть мучение над вопросом о смысле киши п искание правды жизни СВЯТОМУ может быть присуща іеііпальпоеті. в самогвор- честие. в превращении себя в совершенную, проспяппую тварь, хотя никаких продукти он може і и не создана г і,»".

Гениальность это прежде всего внутреннее творчество, самоїнорче- сгво. прекращение себя в человека, способною к любому Коцкренюму II.Д. I >они. 1.11 McKiiiiviiiia

виду творчества. Только такое иервотворчесіно и есть исток и основа ЛЮООІІ тнорческоіі ДСЯГСЛЬНОСТН.

Перел людьми п здавна вставал вопрос: откуда берется понос — новая идея, новая мысль'.' Ведь новая мысль не складывается in суммы старых, иначе вообще не было бы проблемы творчества, каждый мог бы походя творить новые идеи. Был в истории философии «парадокс Сократа— Плагона»: чтобы прийти к новой мысли, пало се уже каким-то Образом знать, иначе не известно— куда идти и чю искать. По как можно знать что- го. чего еше никто не знал и ты сам не таешь'.'

Можно сколько угодно перебирать знания, полученные в школе, вычитанные из книг. - ничего нового не создашь. Нужно самому измениться, нужно научиться все время удивляться миру, все время видеть тайны и проблемы там. где другой ничего подобного не видит. Творчества — ипо образ жи ти.

Увидеть что-либо впервые чрезвычайно трудно. Потому чю паши знания, паше образование, наша привычка сейчас же все объясняют, прреводят в привычные штампы. Мы видим, как идет первый снег за окном, он пошел вдруг, хотя его ждали давно, и вместо юго чтобы поразиться тому, как большие белые хлопья медленно, словно танпуя. падают в вечернем темнеющем воздухе, мы говорим: «Подумаешь! Что тут удивительного? Это просто никлои принес холодный воздух со Скап л и и а вс кого пол уос гро ва!».

Однако творчест во начинается с такою удивленного видения. Выше мы уже говорили о «памяти сердца». Здесь можно добавить, что память сердца - это достигшие глубины души живейшие впечатления, когда мы действительно увидели что-то сами в мире. «Того не приобрссть. что сердпсм не дано». - писал поэт Евгений Баратынский.

Каждый ребенок в детстве, в пору формирования личности должен что-то «увидеть», не важно что. по важно, чтобы увиденное глубоко запало ему в душу, в память сердца, чтобы произошло «прикосновение» к миру и родилось изумление перед ним. будь то солішс. пробивающееся через кроны деревьев, иди полная луна в бездонном весеннем небе.

Если не было такого видения, го не возникло и главных условии дли творчества, для того, чтобы человек стал творцом. Что-то не состоялось в человеке, нсдозавершилось. осталась пустота, на которую не могут опереться ни интеллект, ни чувства. Если у человека никогда не было переживания удивительной новизны, свежести и бездонной неисчерпаемости мира, не было прорыва к этому состоянию, то он остается одни па один с собой, со скудным набором правил жизни, с постепенно крепнущим убеждением, что жизнь скучна, уныла, однообразна и не имеет никакого внутреннего смысла. В философии такое пидеппс. такое открытие мира называется созерцанием. Созериапие — это смотрение не только глазами, не только умом, по всей душой, всей человеческой сущностью.

С него всегда начинается творчество.

Увидеть мир по-новому, не так. как его видели и объясняли л о тебя. чіачпі увидеть его вне готовых стереотипов видения и объяснения. которые постоянно накладываются па наше восприятие. СИГ" с го. перепилят в общеизвестные штампы и стереотипы видения

ЦИТОЛОГИЯ человеческою ОМТНИ

Тень прошлого постоянно нисит над нами- Копа мы говорим себе: «Это оригинальное нас том шее. этого никогда раньше не было- то этот самый момент уже иоглошлется прошлым, настоя шее исчезает, как только мы пытаемся схватить его и выразить.

В оригинальном видении мир всегда нов, поскольку это живое, непосредственное восприятие, состояние непосредственно)/ актуальности. здесь нет мертвою прошлого, с которым мы сравниваем настоящее. Здесь новое — не просто в сравнении со старым, не в тени старого и не на фоне старого. Это принципиально новое видение: мы вдруг видим мир так. как будто увидели его впервые, переживаем удивительный подъем духа и чувствуем, что происходит наше «слияние» с миром и понимание его «изнутри». В эти мгновения и рождаются новая мысль и сам человек как творен

Увидеть впервые трудно еше и потому, что для рассудочной мысли и механической памяти - а именно ими мы обычно и пользуемся — все тривиально, для них нет ничего оригинального, на любое внешнее воздействие или проблему следует тот или иной ответ, га или иная автоматическая реакция. Мы часто действуем, основываясь не на личном наблюдении, а на знаниях, полученных извне, и такой способ бытия отчасти превращает нас в бездумную машину, делает неспособными к творчеству, мы автоматически проецируем свои знания, свои старые навыки па новую ситуацию. Нужно изменить отношение ко всему известному, прошлому, чтобы получить возможность действительно увидеть настоящее. Это не значит, конечно, что мы должны стереть воспоминания, нужно только перестать реагировать на настоящее. исходя исключительно из прошлых знаний и привычек. Без памяти и прошлых знаний, без преемственности человек не может существовать и развиваться. Но новое знание возникает не тогда, когда мы. утилитарно относясь к своей памяти, пытаемся отыскать аналогичный образчик нового явления и не успокаиваемся, пока не отыщем, не классифицируем его, не переведем в ряд типичных, но тогда, когда, сталкиваясь с новым феноменом, воспроизводим заново свое живое и полное присутствие.

Это восприятие мира похоже на то. как если бы мы смотрели на реку, плавно текущую и заливающую берега. Если утром вы смотрите на солнечный свет, отражающийся от реки, на всю ширину танцующей воды, не рассуждая, не переводя все это в какие-нибудь обозначения, то вы сами входите в этот свет, в его бесконечное движение, похожее на прилив моря, растворяетесь в нем, чувствуете охватывающую вас красоту мира, а себя и свой разум - просветленным!! до самых глубоких основ. Это и есть то. что называется созерцанием (или медитацией — в восточной традиции), с него начинаются и мысль, и действие, и сам человек, почувствовавший смысл своего существования и свою опору в природе. Точно так же и звуки. Они могут раздражать нас. как нлач ребенка или лай собаки, а могут и радовать, кик игра оркестра, исполняющего наше любимое произведение. Нолтсе это внешнее наблюдение, внешнее слушание. А вол когда звук, допустим, вечернего колокола перед іакатом подхватывает нас и несет через долину над холмами, то мы чув- и

И.Л- І уоин. Iі-Н. Некрасова

ствуем. что мы и шук неразделимы, что мы - часть звука, а его красота — часть нашей души-'".

Творчество проявляется во всех формах жизни человека. В л ом пла не особенно наглядно виден творческий характер морали. В морали всегда есть лве стороны закон и творчество. Нравственный человек должен соблюдать закон, но истинное понимание и исполнение закона всегда должно быть не механическим, а творческим. Если совершенство и чистота внутреннего строя лущи есть общечеловеческая задача, то у каждого человека должно быть свое особенное совершенствование - совершенствование собственной личности, творчество самого себя как «просиянной твари». В этом смысле не послушание, т.е. не механическое следование требованиям закона, а творчество есть нравственный долг личности. В завете «будьте совершенны, как совершенен Отеи ваш Небесный» суммированы, по С.Франку, все заповеди Христова откровения. Стремление к совершенствованию — определяющий признак духовной жизни, он выдает творческое призвание человека. Совершенствование относится ко внутреннему бытию человека, и завез говорит о совершенствовании не других людей или мира в целом, а себя самого, о стремлении к максимально совершенному состоянию души.

Н.Бердяев также полагал, что в законе человек откалывается от бытия и не может изменить свое собственное бытие. Когда добро находится под законом, оно в известном смысле есть безбожное добро. И человек все время жаждал и жаждет, что Бог или боги примут участие в разрешении мучительной проблемы добра и зла. в человеческих страданиях. Человек не может оставаться один, предоставленный своим силам, зависящий лишь от власти безличного и бесчеловечного закона. Христианство совершает революционный переворот в нравственных опенках. Оно устраняет неисчислимое количество табу, побеждает внешний страх нечистоты, все переносит в глубину человеческого сердца, показывает, что в нравственном акте действует не только человек, но и Бог. и то. что невозможно дня человека, становится возможным дтя Бога. Евангельская, христианская морать не есть мораль нормы и закона, это морадь благодатной силы, не известной закону, то есть уже не мораль в собственном смысле этого слова. В основе христианства лежит не отвлеченная идея добра, а живое существо, личность, личное отношение человека к Богу и ближнему. Христианство поставило человека выше идеи добра. Такая этика основана на бытии, а не на норме, она жизнь предпочитает закону. Каждый человек имеет свою неповторимую индивидуальную задачу, которая ничего не имеет общего с механическим исполнением раз и навсегда данной нормы. В противоположность Канту, подобная этика утверждает, что нельзя поступать так. чтобы это стало максимой поведения для всех и всегда, поступать можно только индивидуально и всякий раз иначе. Ведь каждый всегда имеет перед собой живого человека, а не отвлеченное добро.

«Любовью к Богу ті любовью к человеку исчерпывается евангельская мораль, все же остальное не специфически евангельское и лишь подтверждает закон*-1. Речь идет, конечно, об идеальном христианском мироощущении. В реальной жизни и в христианстве зачастую побеждают законники и фарисеи, и «суббота-'. Отвлеченная идея добра, ста-

^ Онтология человеческого оытия

втггея выше человека. Такое христианство очень «язгзко традиционному гуманизму- ведь он тоже вышел из христиане -на. I уманиетнческая любовь отвлеченна и безлична,.тля нее всего дороже идея, лаже если это идея человечества и человеческого блага В ней также свои законники и фарисеи - идея счастья, идея прогресса ставится выше человека. особенно это относится к гуманизму революционному.

Проблема творчества как самосовершенствования человека тесно связана с проблемой соотношения закона и благодати. Отсутствие законов. правового и морального регулирования сделали бы жизнь в обществе невозможной. Но соблюдение закона - что эмпирический уровень (хотя закон имеет определенные метафизические основания, вытекающие из природы человека). Благодать — особое состояние души. Для обыкновенного человека - не святого - благодать, отмечал Бердяев. дает лишь мгновения радости и блаженства. В эти мгновения просыпается и растет его душа, приходит любовь к миру и людям, истинное понимание своего места в мире, смысла своей жизни. Все остальное время человек живет в эмпирическом мире, руководствуясь законами и принципами этого мира. Но если нет таких мгновений «прозрения». то духовности вообще и нравственности в частности просто не на чем держаться, последняя выступает дія человека чисто внешним принуждением. которому он до поры до времени подчиняется.

Она не затрагивает его сущности. не происходит внутреннего роста и созревания, человек остается цивилизованным животным.

Противоположность закона и благодати рассматривается в русской философии еше и в другом плане - как противоположность насильственного добра и свободы. Диалектику этой противоположности анализировал Бердяев, разбирая творчество Достоезского. Свобода не может бьпь отождествлена с добром, с истиной, с совершенством. Свобода. считал Бердяев, имеет свою самобытную природу, свобода есть свобода, а не добро. И всякое смешение и отождествление свободы с самим добром и совершенством есть отрицание свободы, есть признание путей принуждения и насилия. Принудительное добро не есть добро. оно перерождается во зло. Б этом скрыта тайна христианства. Свободное добро предполагает и свободу зла. В этом заключается трагедия свободы. которую постиг Достоевский. Мир. в котором не было бы зла. был бы миром без свободы. В этом мире безраздельно господствовал бы закон, уничтожающий всякое зло. но в таком мире жить человеку было бы невозможно.

Подобное понимание трагичности свободы стало возможным, по Бердяеву, лишь в христианском мире. Античный человек такой свободы. противостоящей господству формы, ограничивающего предела, не знал. Такая свобода предполагает бесконечность, что для античного грека было тождественно хаосу. Эта бунтующая свобода, тревожные, не знающие предела стремления, этот бунт личности против миропорядка. против рока — внутренне христианское явление32.

Человек выходит из-под вне/иней формы, внешнего закона и страдальческими ПУТЯМИ добывает себе внутренний свет. Все переходит в последнюю глубину человеческого духи. «Вместо твердого древнего икона. - говорит Великим Инквизитор Христу. - свободным сердцем

B.J. I yuim. h.ll. Некрасивії

должен был человек решать впредь сам. что лобро и чю зло. имея и руководстве Твои обрат.лишь перед собой*. В мире так много їла и страдания. потому что в основе мира лежит свобода, а в свободе все достоинство и мира, н человека. Никакой чакон, самый справедливый и гуманный, не может уничтожить такого положения, ибо. уничтожая гло. он уничтожает и Божье начало, уничтожает благодать, осененность которой доступна только свободному человеку. Если бы мир был исключительно добрым и благим, го Бог был бы не нужен, мир был бы уже богом, а скорее всего — был бы рациональным механизмом, некой принудительной гармонией-.

Этика творчества отличается от этики закона тем. что для нее нравственная задача есть неповторимо индивидуальная творческая задача Нравственные проблемы жизни нельзя разрешать автоматическим применением общеобязательных норм. На все случаи жизни, которая у каждого человека своеобразна и неповторима, общеобязательных норм не напасешься. Человек всегда должен поступать индивидуально и индивидуально разрешать нравственную задачу жизни.

Творчество, творческое отношение ко всей жизни есть не право, а обязанность человека. Творческое напряжение есть нравственный императив и притом во всех сферах жизни. Этика творчества преодолевает кошмар конечного, кошмар порядка жизни, из которого никуда нельзя вырваться. Только а ней становится ясным, что злые страсти нельзя побелить через отрицательную аскезу, запрет. Их можно победить только через пробуждение положительной творческой духовной силы. По поводу задач, поставленных жизнью, человек должен постоянно делать нравственные изобретения и открытия. Не просто принимать закон добра, а индивидуально тиорить его. В каждом неповторимом индивидуальном акте творится новое добро, не бывшее еше в мире, которое является изобретением совершающего нравственный акт. Не существует статического, застывшего нравственного порядка, подчиненного единому, общеобязательному нравственному закону.

Говоря о проблеме творчества, нельзя не коснугься очень странной и интересной проблемы, выдвинутой русскими мыслителями. — проблемы «теургии». Дело в том. что высшие достижения культуры не суть новое бытие, новая жизнь — они несоизмеримы с творческим порывом. С творческим заданием. Творческий порыв, направленный ввысь, пресекается тяжестью этого мира и направляется вниз. Вместо нового бытия появляются книги, картины, учреждения, вместо новой жизни — научные гипотезы и теории, объясняющие, как ее. эту новую жизнь, создать. Культурные ценности создаются творческим актом человека. Но всегда есть, полагал Н.Бердяев, несоответствие между творческим актом, творческим замыслом и творческим продуктом. Творчество — это огонь, а культура — охлаждение огня. Творческий акт — это взлет, победа над тяжестью объективированного мира, продукт творчества в культуре есть уже притяжение вниз. В культуре происходит как бы отчуждение, эксгерноутзаиин человеческой Природы.

Такая трагическая неудовлетворенность культурой не чувствуется массой потребителей кчльтуры. но она остро переживается ее творцами

ЦИТОЛОГИИ 4f,lUBC4CCK(lll) D1.I I ПН

Творцы всегда недовольны своими дост ижениями, их всегда не удовлетворяет наличный уровень развитии культуры, поэтому всегда остается конфликт и непонимание между духовными исканиями творческого меньшинства и интересами, аппетитами пассивного большинства.

Творческое меньшинство постоянно стремится выйти та пределы культуры к сверхкультурному состоянию, к новому бытию. Теургия (бо- годеланис) — это изменение мира, преобразование бытия. Человек пытается сравниться с Богом: не просто создавать новые смыслы, но и гвормть новое бытие. Но подобная деятельность возможна только в сфере искусства. Красота спасет мир — этот призыв Ф.Достоевского разделялся многими русскими философами. Только искусство, полагали они. возможно, в будущем вырвется за рамки сегодняшней отчужденной. массовой, кризисной культуры к подлинному творчеству мира, к его преобразованию на основе божественных принципов добра, любви и красоты.

Невозможность творить повое бытие составляет трагедию творчества. Это основная проблема нашего времени: художник пытается творить бытие, а творит только символы. Каждый художник на свой лад пытался эту проблему разрешить. Вся жизнь Л.Толстого была мучительным переходом от творчества совершенных художественных произведений к творчеству совершенной жизни. Толстому, писал С.Булгаков, было недостаточно одной литературы, он видел, как мало она в действительности изменяет окружающую жизнь, и решился на религиозно-аскетический подвиг — отказался от своего искусства. Толстой, правда, так и остался писателем: даже в самые трагические минуты жизни, после ухода излома, уже слыша зов Божий, он диктовал статью о смертной казни. И тем не менее, его драма — попытка разрешить противоречие между искусством и жизнью, попытка найти в себе силы, которые выше искусства п в то же время только с помощью искусства могут стать силами, преображающими мир. «Ему так и не удалось окончательно превзойти в себе писателя и всецело перейти на путь религиозного действия. Но своей жизнью, освещаемой ослепительным реф- лектором небывалой мировой славы, своей религиозной драмой он дал людям нечто более захватывающее и поучительное, чем все его великие художественные произведения и все его богословские трактаты, дал — свою жизнь*4.

Мечта о возможности теургического творчества завершается или в технической объективации или в эстетическом безумии, но не перестает тревожить душу художника. Часто то. что нашептывают художнику музы о выходе за пределы символов, оказывается только соблазном, но тем не менее размышления о нем. пусть и неосуществимые, помогают осуществлению в мае нового сознания, нового понимания сути человеческого творчества.

Художник может лишь построить новый миф. который, если повезет. действительно повлияет на сознание людей. Но это все. что дано человеку, ибо он человек, а не Бог. Однако без теургического устремления остается непонятной природа человеческого творчества, как и сама богоподобная природа человека


Понятие психических состояний.

, Психическое состояние — понятие, которое используется в психологии для условного выделения в психике индивида относительно устойчивого компонента, в отличие от понятий «психический процесс», подчеркивающий динамический момент психики и «психическое свойство», указывающее на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность в структуре его личности.

Поэтому психологическое состояние определяется как устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека.

Как правило, чаще всего под состоянием понимается некая энергетическая характеристика, влияющая на активность человека в процессе его деятельности — бодрость, эйфория, усталость, апатия, депрессия. Также особо выделяют состояния сознания. которые в основном определяются уровнем бодрствования: сон, дремота, гипноз, бодрствование.

Особое внимание уделяется психологическим состояниям людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (при необходимости экстренного принятия решений, во время экзаменов, в боевой обстановке), в ответственных ситуациях (предстартовые психологические состояния спортсменов и т.п.).

В каждом психологическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Поэтому в структуру психологических состояний входят множество разнокачественных компонентов:

  • на физиологическом уровне проявляется, например, в частоте пульса, артериальном давлении и т.п.;
  • в моторной сфере обнаруживается в ритме дыхания, изменении мимики, громкости голоса и темпа речи;
  • в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях;
  • в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.;
  • на поведенческий уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п.;
  • на коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.

Исследования показали, что возникновение тех или иных психологических состояний базируется, как правило, на актуальных потребностях, которые выступают по отношению к ним в качестве системообразующего фактора.

Так, если условия внешней среды способствуют быстрому и легкому удовлетворению потребностей, то это ведет к возникновению позитивного состояния — радости, воодушевления, восторга и т.п. Если же вероятность удовлетворения того или иного желания низкая или вообще отсутствует, то психологическое состояние будет негативным.

В зависимости от характера возникшего состояния могут резко изменяться все основные характеристики психики человека, его установки, ожидания, чувства, или. как говорят психологи, «фильтры восприятия мира».

Так, для любящего человека объект его привязанности кажется идеальным, лишенным недостатков, хотя объективно он может таковым и не являться. И наоборот, для человека в состоянии гнева другой человек выступает исключительно в черном цвете, причем те или иные логические доводы очень слабо влияют на подобное состояние.

После выполнения тех или иных действий с внешними предметами или социальными объектами, вызвавшими то или иное психологическое состояние, например любовь или ненависть, человек приходит к какому-то результату. Этот результат может быть следующим:

  • или человек реализует потребность, вызвавшую то или иное психическое состояние, и тогда оно сходит на нет:
  • или результат оказывается отрицательным.

В последнем случае возникает новое психологическое состояние — раздражения, агрессии, фрустрации и т.п. При этом человек вновь упорно пытается удовлетворить свою потребность, хотя она и оказалась трудно выполнимой. Выход из этой сложной ситуации связан с включением механизмов психологической защиты, которые способны снизить уровень напряженности психологического состояния и уменьшить вероятность хронического стресса.


Классификация психических состояний.

Эмоции – не только действующее лицо больших драм, они повседневный спутник человека, оказывающие постоянное влияние на все его мысли и дела. Анализируя причины своих успехов и неудач, мы нередко приходим к выводу, что именно эмоции помогали (или мешали) нам справиться с задачей. Очевидно, что эмоции выполняют функции отражения, выражения, регуляции, сигнализации, стимуляции в нашем поведении. В то же время они одновременно выступают как импульсивная реакция, процесс и длительное состояние человека.

Эмоция – это субъективное состояние, выражающее отношение человека к объективному миру и возникающее в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т.д.). Длительное переживание эмоций (эмоциональных комплексов), чувств нередко переходит в довольно стойкие, сложные, порой внутренне противоречивые эмоциональные состояния психики (психические состояния), которые рассматриваются как целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определённом этапе его жизненного пути.

Повышение эмоциональной напряженности воздействует на сознание, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями субъекта, а качеством, силой доминирующих у него эмоциональных переживаний, что иногда приводит к свертыванию процесса познания и, как следствие этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию решений. Динамика эмоциональных состояний имеет фазовый характер. Возбуждение, активизация сменяются торможением, разрядкой, степень которых зависит от характера воздействующих раздражителей, от особенностей личности.

В случае возникновения ситуации, имеющей неопределённый, противоречивый характер, субъект может испытывать двойственные (амбивалентные) эмоциональные состояния, чувства, нарушающие его привычную деятельность, вызывающие озабоченность, повышенную тревожность.

Эмоциональные состояния формируют настроение, окрашивающее продолжительное время психические процессы, определяющее направленность субъекта и его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям.

Настроение – более или менее длительное и устойчивое психическое состояние человека, выражающее эмоциональное реагирование не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение для человека в контексте его общих жизненных планов, интересов, ожиданий. Настроения, составляя фон деятельности человека, активно влияют на неё и сопутствующие ей эмоциональные реакции и процессы, меняя направление мыслей, восприятие и поведение человека.

Настроение вызывается различными положительными и отрицательными воздействиями – успехом или неудачей в работе, комфортной или дискомфортной обстановкой, уровнем культуры в отношениях между людьми, самочувствием и т.д. Настроение причинно обусловлено, хотя причина его иногда и не осознается. Оно связано с отношением к различным явлениям (одобрением, сожалением, обидой и т.п.).

Настроения имеют определённую интенсивность, выраженность и устойчивость. Таким образом, эмоции, чувства, эмоциональные состояния являются фактором, повышающим либо, когда они игнорируются, напротив, понижающим результативность профессиональной деятельности.

Руководители должны заботиться о том, чтобы их подчинённые имели деловое, приподнятое настроение, создавать условия, исключающие появление у них негативных эмоций, и всячески поддерживать положительные психические состояния, к числу которых следует, прежде всего, отнести состояние деловой, познавательной активности.

Состояния психического напряжения – комплекс интеллектуальных и эмоционально-волевых проявлений в сложных условиях деятельности.

К состояниям эмоциональной напряжённости, активно влияющим на поведение лиц, вовлечённых в сферу правоохранительной деятельности, следует отнести: состояния тревоги (тревожность), страха и др. Эти эмоциональные проявления чаще наблюдаются в указанной сфере социально-правовых отношений именно потому, что многие конфликты между людьми, требующие строгого и чёткого правового регулирования, связаны, как правило, с удовлетворением (либо, напротив, с неудовлетворением) тех или иных жизненно важных для них потребностей материального, социального, нравственного и т.п. характера.

Более того, конфликтные ситуации, в которые вовлечены участвующие в них лица, нередко усугубляются опасностью для их жизни, здоровья, материального благополучия, неопределённой перспективой развития событий при отсутствии ясного осознания путей устранения возникшей опасности – существует ли она реально или имеет чисто субъективный характер.

Состояние тревоги – особое эмоциональное состояние человека, возникающее в результате предчувствия им неопределённой, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности. Тревога вызывает активизацию внутренних ресурсов организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое событие, помогая субъекту адаптироваться к изменяющимся условиям своего существования, выстоять в любой кризисной ситуации.

По преобладающему компоненту тревожность может быть причислена к эмоциональным состояниям. Но это состояние играет большую роль в процессе мотивации человеческого поведения, в определённых случаях прямо выступая в качестве движущей силы.

Тревога (состояние тревожности) нередко рассматривается в качестве эмоциональной реакции тревожного ожидания, несоразмерной опасности, в ряде случаев как реакция на воображаемую угрозу, возможную неудачу. Состояние тревожности часто бывает обусловлено не только самой ситуацией, имеющей место в действительности, но и тем, какой она представляется индивиду, какое он ей придает значение, какой смысл в неё вкладывает.

Тревожность вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями привычной обстановки и деятельности, задержкой приятного, желательного и выражается в специфических переживаниях - опасения, волнения, нарушение покоя и др.

Состояние тревожности не всегда препятствует успешной служебной деятельности сотрудника. Все зависит, с одной стороны, от конкретного содержания, глубины и длительности состояния тревожности, а с другой, от адекватности или неадекватности этого состояния, вызвавшим его раздражителям, от наличия или отсутствия самоконтроля, от форм реакции и степени «вязкости» состояния. Так, тревожность будет положительным психическим состоянием, если она вызвана тем, что он близко к сердцу принимает дело, которому служит, судьбы других людей, в том числе и судьбы правонарушителей. Без подобного состояния вообще невозможно успешное осуществление служебной деятельности и подобная тревожность должна быть не только длительным психическим состоянием, но и чертой личности сотрудника, свойством его характера.

Если же тревожность возникает у сотрудника по ничтожным причинам, неадекватна ситуации, принимает формы, свидетельствующие о потере самоконтроля, а также является длительной, «вязкой», плохо вытесняется из сознания, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление служебной деятельности.

Близкими по смыслу и значению с понятиями «тревога», «тревожность» являются термины «волнение», «беспокойство». Они (особенно последний) нередко употребляются либо как составные элементы состояния тревоги, либо в качестве синонимов событий, неблагоприятно развивающихся для субъекта или его близких. Вместе с тем в этих терминах предусматриваются и некоторые смысловые оттенки. Так, если состояние тревоги (тревожность) имеет некоторый пессимистический оттенок, обусловленный ожиданием возможной опасности, то состояние волнения может связываться не только с негативными обстоятельствами, но и с ожиданием чего-то приятного, радостного.

Некоторые отличия имеются и между состояниями тревоги и беспокойства. В психологической литературе первое из них обычно употребляется в контексте с угрозой собственной личности, второе – в связи с переживаниями о других лицах.

Поэтому роль субъективного фактора при оценке влияния состояния тревожности на поведение сотрудника исключительно велика. Одна и та же ситуация для одного субъекта может быть совершенно заурядной, не вызывающей никаких эмоций, а для другого (с учётом его индивидуально-психологических особенностей) явится источником сильных эмоциональных переживаний. В этом проявляется своего рода иррациональный характер тревожности, понимание которого помогает увидеть подлинные побуждения людей, их порой внутренне противоречивые, необъяснимые с точки зрения здравого смысла поступки, неадекватные формы поведения.

Эмоциональные реакции на опасность в состоянии тревоги могут сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащённое дыхание, сердцебиение, удушье, в психологической сфере – чувство нетерпения и т.п. Все эти ощущения могут быть настолько интенсивными, что сильная тревога (равно как и страх) может завершиться сердечным приступом либо даже летальным исходом.

Человек, переживающий тревогу, ощущает свою беспомощность, неопределённость собственного положения, неуверенность, беззащитность перед надвигающейся опасностью. При этом состояние тревоги нередко усиливается в ситуации мотивационного конфликта, когда субъект, пытающийся найти правильное решение, находится под воздействием взаимоисключающих мотивов достижения и одновременно мотивов избегания (боязни) неудачи, что подавляюще действует на его активность, а порой парализует её вовсе.


Психические состояния, возникающие в процессе трудовой деятельности человека.

Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека (как обладателя этой психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Все многообразие форм поведения человека обусловлено, с одной стороны, их качественной специфичностью, что определяется предметной направленностью деятельности и ее мотивацией. С другой стороны, разные формы активности человека можно охарактеризовать с точки зрения интенсивности их проявления. Под этим обычно подразумевают степень актуализации психофизиологических ресурсов индивидуума, необходимых для выполнения определенной деятельности в конкретных условиях. Таким образом, существуют различные основания для классификации состояний. Рассмотрим классификацию по следующим признакам:
- по признаку длительности: относительно устойчивые и длительные состояния, отражающие отношение человека к труду, состояния удовлетворенности и неудовлетворенности, безразличия к работе, отражающие общий психический настрой;
- временные ситуативные состояния, периодически возникающие в процессе деятельности;
- состояния, возникающие периодически по ходу работы: фазы работоспособности - врабатываемые, устойчивой работоспособности, утомление;
- состояния, обусловленные содержанием работы: апатия, скука, сонливость, повышенная активность;
- по ведущему компоненту (физиологические и психические): мышечное напряжение, психическое напряжение, умственная нагрузка;
- по степени напряженности систем (сенсорная нагрузка): зрительная, слуховая, тактильная, мышечные нагрузки;
- по степени активной деятельности сознания: бодрствования, ярости, сна;
- по доминирующим свойствам личности или по признаку преобладания одной из сторон психики: эмоциональные, волевые, состояния напряжения.

Все психические состояния могут быть разбиты на два вида - благоприятные и неблагоприятные для выполнения данной деятельности. В первом случае реакция организма на возникающие условия работы носит характер адекватной мобилизации, т.е. изменения в состоянии оператора являются закономерной реакцией на действие данных факторов и обусловливают нормальную эффективность его работы. Во втором случае изменения в состоянии оператора выходят за пределы установленной нормы. Такая реакция организма сопровождается выраженными нарушениями работоспособности человека.

Наиболее существенным из благоприятных состояний является (в общем случае) состояние оптимальной работоспособности. Наиболее характерными для деятельности оператора (его частными случаями) являются состояния внимания и готовности к экстренному действию.

Яндекс.Директ

  Построение систем мотивации Узнайте, как выстроить эффективную систему мотивации для персоналаАдрес и телефон gd.ru

К числу неблагоприятных состояний операторов относятся утомление и эмоциональная напряженность.
Неблагоприятные факторы, повышающие напряжение, относятся к следующим группам:
1) физиологический дискомфорт, т.е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям;
2) биологический страх;
3) дефицит времени на обслуживание;
4) повышенная трудность задачи;
5) повышенная значимость ошибочных действий;
6) наличие релевантных помех;
7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;
8) дефицит информации для принятия решений;
9) недогрузка информацией (сенсорная депривация);
10) перегрузка информацией;
11) конфликтные условия, т.е. условия, при которых выполнение одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях:
1. Интеллектуальное напряжение - напряжение, вызванное частым обращением к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.
2. Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных и перцептивных систем и возникающее в случае больших затруднений в восприятии необходимой информации.
3. Монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями к концентрации и устойчивости внимания.
4. Политония - напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.
5. Физическое напряо/сение - напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.
6. Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное 1 конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.
7. Напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.
8. Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.
9. Утомление - напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной работой.


Адаптация работника на производстве и проблема психических состояний.

Адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.
Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе «организм-среда» возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Выше приведённое относится в равной степени и к животным, и к человеку.
Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы (на уровне «оперативного покоя»), подчёркивая при этом её системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остаётся не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса. Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта: а). оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б). установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

Основная часть

Сущность и структура трудовой адаптации

Понятие адаптация происходит от лат. adapto — приспособляю. Оно заимствовано из биологии и означает прилаживание, приспособление к окружающей среде. Трудовая адаптация — это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором личность и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно- адаптирующими системами. Поступая на работу, человек активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений конкретной трудовой организации, усваивает новые для него социальные роли, ценности, нормы, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами организации (трудового коллектива), тем самым, подчиняя свое поведение служебным предписаниям данного предприятия или учреждения.

Однако при поступлении на работу человек уже имеет определенные цели и ценностные ориентации поведения, в соответствии с которыми формирует свои требования к предприятию, а оно исходя из своих целей и задач предъявляет свои требования к работнику, к его трудовому поведению. Реализуя свои требования, работник и предприятие взаимодействуют, приспосабливаются друг к другу, в результате чего осуществляется процесс трудовой адаптации. Таким образом, трудовая адаптация — двусторонний процесс между личностью и новой для нее социальной средой.

Адаптированность человека к конкретной трудовой среде проявляется в его реальном поведении, в конкретных показателях трудовой деятельности: эффективности труда; усвоении социальной информации и ее практической реализации; росте всех видов активности; удовлетворенности различными сторонами трудовой деятельности. Трудовая адаптация может быть первичной — при первоначальном вхождении работника в производственную среду и вторичной
— при смене рабочего места без смены и со сменой профессии или при существенных изменениях среды. Она имеет сложную структуру и представляет собой единство профессиональной, социально-психологической, общественно- организационной, культурно-бытовой и психофизической адаптацией.

Профессиональная адаптация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями, в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии. Проявляется в ознакомлении с профессиональной работой, приобретении навыков профессионального мастерства, сноровки, достаточных для качественного выполнения функциональных обязанностей и творчества в труде.

Социально-психологическая адаптация заключается в освоении социально- психологических особенностей трудовой организации (коллектива), вхождении в сложившуюся в нем систему взаимоотношений, позитивном взаимодействии с его членами. Это включение работника в систему взаимоотношений трудовой организации с ее традициями, нормами жизни, ценностными ориентация-ми. В ходе такой адаптации работник постепенно получает информацию о своей трудовой организации, ее нормах, ценностях, о системе деловых и личных взаимоотношений в группе, о социально-психологической позиции отдельных членов группы в структуре взаимоотношений, о групповых лидерах. Эта информация не усваивается работником пассивно, а соотносится с его прошлым социальным опытом, с его ценностными ориентациями и оценивается им. При соответствии информации прошлому опыту работника, его ориентациям она оценивается им положительно, работник начинает принимать групповые нормы и постепенно происходит процесс идентификации личности с трудовой организацией. В ходе социально-психологической адаптации работник вступает в реальную жизнь организации, участвует в ней, у него устанавливаются положительные взаимоотношения с коллегами, непосредственным руководителем, администрацией.

Общественно-организационная адаптация означает освоение организационной структуры предприятия (коллектива), системы управления и обслуживания производственного процесса, режим труда и отдыха и т.д.

Культурно-бытовая адаптация — это освоение в трудовой организации особенностей быта и традиций проведения свободного времени. Характер этой адаптации определяется уровнем культуры производства, общего развития членов организации, спецификой и особенностями использования свободного от работы времени. Быстро и безболезненно происходит культурно-бытовая адаптация в тех трудовых организациях, члены которых связаны не только отношениями по работе, но и вместе проводят досуг, свободное время, используя его для разностороннего развития личности.

Психофизиологическая адаптация — это процесс освоения условий, необходимых для работников во время труда. В современном производстве морально стареют не только техника и технология, но и санитарно- гигиенические нормы производственной обстановки. Улучшение санитарно- гигиенических условий труда и быта работников, появление все большего количества удобных и современных квартир, одежды, предметов туалета не могут не сказаться на производственной деятельности. Современный работник чутко относится к отклонениям от субъективно воспринимаемых им норм санитарно-гигиенического комфорта, ритмов труда, удобства рабочего места и т.д. Материалы многих исследований свидетельствуют о том, что для рабочих вопросы санитарно-гигиенических условий комфорта стоят очень остро и оцениваются ими болезненно.

В процессе адаптации работник проходит следующие стадии:

Стадия ознакомления, на которой работник получает информацию о новой ситуации в целом, о критериях оценки различных действий, об эталонах, нормах поведения.

Стадия приспособления, на этом этапе работник переориентируется, признавая главные элементы новой системы ценностей, но пока продолжает сохранять многие свои установки.

Стадия ассимиляции, когда осуществляется полное приспособление к среде, идентификация с новой группой.

Идентификация, когда личные цели работника отождествляются с целями трудовой организации, предприятия, фирмы и т.д. По характеру идентификации различают три категории работников: безразличные, частично идентифицированные и полностью идентифицированные. Ядро любой трудовой организации составляют полностью идентифицированные работники. И конечные результаты такой трудовой организации всегда высоки. Скорость адаптации зависит от многих факторов. Нормальный срок адаптации для разных категорий работников составляет от 1 года до 3 лет. Неумение войти в трудовую организацию (коллектив), адаптироваться в ней вызывает явление производственной и социальной дезорганизации.
Объективные и субъективные факторы трудовой адаптации

Факторы трудовой адаптации — это условия, влияющие на течение, сроки, темны и результаты этого процесса. Среди них можно выделить как объективные, так и субъективные. Объективные (в трудовой организации — это факторы, связанные с производственным процессом) — факторы, которые в меньшей степени зависят от работника (уровень организации труда, механизации и автоматизации производственных процессов, санитарно- гигиенические условия труда, размер коллектива, расположение предприятия, отраслевая специализация и т.д.).

К субъективным (личностным) факторам относятся:

• социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и т.д.);

• социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудиться, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, способности самоконтроля и умения распределять свои движения и Действия во времени, коммуникабельность и т.д.);

• социологические (степень профессионального интереса, материальной и моральной заинтересованности в эффективности и качестве труда и т.д.).

Интегрированным субъективным показателем успешной трудовой адаптации можно считать общую удовлетворенность работника трудом, морально- психологическим климатом в коллективе. Как видим, в процессе производственной адаптации не последнее место занимает личностный потенциал работника. Это совокупность черт и качеств работника, которые формируют определенный тип поведения: уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, объективность и т.д. Наряду с перечисленными характеристиками важное место занимают знания, образование, опыт. Необходимо по-настоящему использовать свой опыт и делать выводы на будущее. В частности, по всем этим критериям можно судить и об уровне адаптации.
Комплексная система профессиональной ориентации, адаптации и продвижения на предприятии

Адаптация проходит быстрее и успешнее, если правильно выбрана профессия. Проблема выбора профессии молодежью представляет как теоретический, гак и практический интерес. С одной стороны, в ней отражаются стремления, намерения молодежи, с другой — конкретное осуществление этих намерений, реализация личных планов. Выбор профессии поддается управлению путем целенаправленного формирования личных намерений и интересов у молодежи с учетом социально-экономических потребностей общества и приведением в соответствие стремлений, личных планов молодежи с возможностями их реализации.

Определенной формой такой работы является профессиональный отбор.
Профессиональный отбор — это процесс выявления с помощью научно обоснованных методов степени и возможности формирования медицинской, социальной и психофизиологической пригодности человека для выполнения той или иной работы. Применительно к производственному коллективу проблема профотбора состоит в определении профессиональной пригодности как совокупности особенностей человека его способностей и наклонностей, обусловливающих эффективность определенного вида деятельности и удовлетворенность избранной профессией.

Не все люди в одинаковой степени способны освоить ту или иную профессию — одни очень быстро овладевают навыками и достигают профессионального совершенства, у других на это уходят годы. Нередко в процессе затянувшегося обучения теряется интерес к избранной профессии и человек меняет свой вид деятельности. Назначение профотбора — уменьшить потери из-за неудовлетворенности выбранной профессией и отсутствия у работника необходимых способностей и наклонностей.

Профотбор осуществляется в два этапа:

На первом этапе на основе материалов наблюдения, опросов, тестирования рабочих процессов, бесед с руководителями, ведущими специалистами составляется профессиограмма. Профессиограмма — это всестороннее описание профессии, дающее представление о том, что и как должно выполняться рабочим, специалистом, при помощи каких орудий труда, в каких производственно-технических условиях. В нее входят и требования, которым должен отвечать исполнитель.

Профессиограмма включает: производственно-техническую, экономическую, гигиеническую, медицинскую, социальную, педагогическую и психофизиологическую характеристики.

На втором этапе изучают природные данные, наклонности, социальные, психологические и физиологические проявления поступающего на предприятие молодого человека. И на их основе составляют карту личности, которая характеризует человека в социальном аспекте (сознательность, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные интересы, широта кругозора, удовлетворенность производственной деятельностью), психологическом (черты характера, особенности внимания и памяти, быстрота и производительность умственных процессов, эмоциональные особенности, проявление воли) и физиологическом (тип высшей нервной деятельности, особенности организации мозговых регуляторных систем). Для составления карты личности используют обычно два основных методов: систему тестов (набор задач, в процессе решения которых определяются психофизиологические особенности и качества человека — внимание, темперамент и т.д.) и личную беседу с поступающим на работу, анкетирование.

При составлении необходимых (профессиограмма) и наличных (карта личности) качеств выявляется профпритодность. Практика свидетельствует, что большинство молодых людей определяют свой жизненный путь самостоятельно под влиянием обстоятельств, не имеющих ничего общего с сознательной профессиональной ориентацией. В результате у них часто возникают общая неудовлетворенность трудом, безразличие к его условиям и содержанию, частое желание сменить место работы и т.д. Для проведения профориентационной работы необходимы специально оформленные кабинеты, наглядные информационные материалы, специально подготовленные люди. Она должна проводиться в различных формах: экскурсии, уроки, лекции, беседы, конкурсы рабочих мест и профессий, встреча с разными людьми и тд. На предприятиях и организациях должна осуществляться система должностного и профессионального продвижения в зависимости от учебы работника, стажа его работы, приобретаемых профессиональных навыков, инициативности и заинтересованности в результатах качественного труда и т.д.

Карьера — это индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека
(последовательность занимаемых должностей, различных мест, положений в трудовой организации). Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную.

Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях.

Внутриорганизационная карьера охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации. Она реализуется в трех основных направлениях: вертикальное направление карьеры — это подъем на более высокую ступень структурной иерархии; горизонтальное — перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли наступени, не имеющей жестко формального закрепления в организационной структуре
(например, выполнение роли руководителя временной целевой группы итд.). К горизонтальной карьере можно также отнести расширение или усложнение задач на прежней ступени с дополнительным вознаграждением; центростремительное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях является весьма привлекательным для работников. Это движение к руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные для него раньше встречи, совещания как формального, так и неформального характера, доверительное обращение и т.д.

Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия двух карьер: профессиональной и внутриорганизационной.
Работник должен четко знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе. На разных этапах карьеры работник удовлетворяет различные потребности.

Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить. несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности отвечающего его возможностям. Если такой вид находится сразу, начинается процесс самоутверждения как личности, человек заботится о безопасности существования.

Этап становления длится примерно 5 лет (от 25 до 30 лет). В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность установления независимости. Обычно в этом возрасте создаются и формируются семьи, поэтому возникает желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума.

Этап продвижения обычно длится от 30 до 40 лет..В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности./В этот период гораздо меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: