Отпускные устройства элеваторов
Отпуск зерна на железнодорожный транспорт
Отгрузка зерна на железнодорожный транспорт, так же как и его приёмка с автомобильного, - основная операция хлебоприёмного элеватора. Зерно на железнодорожный транспорт отгружают и на других элеваторах, но эта операция может носить как случайный, так и регулярный характер.
Для элеваторов, оборудованных нориями до 100 т/ч, предусмотрена отгрузка при помощи отсеков, устраиваемых в силосном корпусе или рабочем здании, через самотёчные трубы, заканчивающиеся гибкими наконечниками.
На элеваторах с большей производительностью основной способ погрузки зерна в вагоны – это загрузка вагонов при помощи отгрузочных труб через верхние люки. Этот способ позволяет быстро заполнить вагоны зерном без участия людей, освободив их от тяжёлой работы (рисунок 3.1).
1 – телескопическая труба; 2,4 – трубы; 3 – патрубок; 5 – мостик; 6 – рабочая площадка; 7 - навес; 8, 9 – лебедки
Рисунок 3.1 – Отпускное устройство для загрузки вагонов через люки в крыше из башни элеватора
Отгрузка зерна на водный транспорт
Рассматривают два вида отгрузки: на речные и на морские суда. Это объясняется различными объёмами работ, грузоподъёмностями, конструкциями судов. Речные суда в среднем имеют грузоподъёмность до 3000 т, а морские суда строят большой грузоподъёмностью.
При конструировании отпускных устройств на водный транспорт предусматривают их большую мощность и независимость от работы элеватора. Эти условия обеспечиваются установкой промежуточных накопительных бункеров вместимостью для отпуска зерна на речные суда от 500 до 1000 т, а на морские от 3000 до 4000 т.
Основное условие правильного устройства установки для отпуска зерна на суда – создание достаточно протяжённого фронта погрузки для равномерной подачи зерна во все трюмы судна. В большинстве случаев для этого устраивают галереи, параллельные причалам, с несколькими отпускными конвейерами и трубами.
Зерно в суда подают в зависимости от производительности и условий погрузки двумя, тремя, четырьмя параллельно установленными конвейерами. Чтобы грузить зерно в любой трюм без передвижки судна, конвейеры оборудуют сбрасывающими тележками, позволяющими подавать зерно в воронки всех отпускных труб вдоль конвейерной галереи.
Отпуск зерна в суда непосредственно из рабочего здания возможен в том случае, если элеватор расположен близко от причальной линии. В этом случае отпускные бункера располагают в верхней части рабочего здания и из них зерно направляют в трюмы судов самотёком (рисунок 3.2).
Несмотря на оригинальность и большую производительность отпускного устройства, данной схеме присущи следующие недостатки:
-рабочее здание элеватора находится близко к берегу на кордоне набережной, что требует больших капитальных затрат на гидротехнические работы;
-размещение отпускных устройств в верхней части рабочего здания увеличивает его высоту, повышая общие капиталовложения на строительство элеватора;
-обслуживание отпускных труб длиной больше 33 м затруднительно.
По этим причинам схема не нашла применения. Портовые элеваторы строят в глубине территории, располагая отгрузочное устройство вдоль берега или вынося его в море на пирс (рисунок 3.2, б, в). Устройство пирса позволяет уменьшить объем строительных работ, сократить длину отгрузочных конвейеров.
Однако, могут быть затруднения с отгрузкой зерна из-за различного расположения трюмных люков. Поэтому в ряде случаев применяют специальные передвижные машины, порталы, перемещаемые по рельсовым путям, с поперечными выдвижными конвейерами. На конце конвейера установлена вертикальная телескопическая самотёчная труба с подвешенным к нему вниз зернометателем. Такое устройство обеспечивает механизированную подачу зерна в любое место трюма судна.
а – непосредственно из бункеров, установленных в рабочем здании; б – через галерею, расположенную на пирсе; в – через галерею, расположенную вдоль берега; г – через галерею и портал с норией, выдвижным конвейером и бросателем; д – устройства для отгрузки в речные суда
Рисунок 3.2 – Устройства для отпуска зерна на водный транспорт