Примерное содержание площадок

Площадки Ведущие Место проведения Содержание площадки Дидактический материал
«Горы зовут!» Туризм Инструкторы по туризму Звездная роща · Стихи «Лучше гор могут быть…» · Красота природы, Кавказа, романтика. Фильм. · Поход как испытание силы, выносливости, умения взаимодействовать. · Информация о турчасах, туртропе, о походах. · Альпинистский клуб. · Викторина. · Песня.
«В здоровом теле…» Здоровье Врач Звездная роща Общение с детьми в интерактивной форме (игра, викторина, кроссворд) на темы: • Составляющие здоровья человека: питание, воздух, активный образ жизни… • Об особенностях климата Северного Кавказа, его благотворном влиянии на здоровье. Море, солнце и вода… Воздух, богатый парами йода. • В лагере для каждого из вас может открыться множество возможностей, только необходимо соблюдать правила проживания, стараться использовать все природно-климатические возможности. · Питание. Его особенности. · Санитарные нормы проживания: уборка, поддержание чистоты. · Почему необходима зарядка. · Первая медицинская помощь. · Лекарственные растения. Дидактический материал: первая помощь, о лекарственных растениях.
«О, спорт, ты – мир!» Спорт Инструкторы по спорту Спортплощадка «Звездного» Факты из истории спорта. Факты из истории спартакиад, олимпиад в «Орленке», достижения. Знаменитые спортсмены в «Орленке». Виды оздоровления: зарядки, спортчасы, тренажерный зал, прогулки, организация товарищеских встреч. Задание: ведущий читает четверостишие, ребята заканчивают: 1. Выбегая побыстрее, Рассчитавшись по порядку, Каждый день под музыку Начинаем мы зарядку. 2. Кто всех гибче и сильнее, Кто ловчее и быстрее, У кого победить есть желание, Приглашаем на спортивные соревнования. · Знакомство с различными видами зарядок. · Игры на воде. Дидактический материал: 10 заповедей Здоровья, игровая зарядка.
«Наполним музыкой сердца!» Музыкальная культура Музыкальные руководители Муз. комната · О песенной культуре «Орленка», традиции доброго отношения к песне. · Перепевка орлятских песен: песни знакомства, основного периода, прощальные. Дарим песню о «Звездном». · Возможности для ребенка – участие в гала-концерте (отрывок фильма о смене, из гала-концерта). · Дидактический материал: брошюра «Песенный «Орленок».
«Золотые руки» Прикладное творчество Педагог дополнительного образования Каб. №8 · Беседа-игра на тему «Что есть творчество» (создание нового «продукта»). В каких областях – интеллектуальной, экологической, оздоровительной и т. д. – можно проявить себя. Примеры. · Что есть прикладное творчество? «Прилагаем руки». Что развивает моторику рук, воображение, речь. · В «Орленке» мы творим, создаем на радость другим. Традиция сюрприза. · Основа оформления: способы фоновки. Образцы. · Практическая часть. Создание сюрпризов, дарим по кругу, говорим, за что дарим этому человеку – учимся говорить комплименты, быть внимательным. · Знакомство с бумагопластикой, оригами. Примеры. · Возможности для развития прикладных навыков: занятия для отрядов, желающих ребят, кружки, клубы, которые проводят сами дети – обучают других тому, что сами умеют. · Делаем оригами.
«Перекресток» Психология Сотрудники социально-психологическойслужбы СПС · Возможности СПС, детской службы помощи. · Игры-тренинги на взаимодействие, игры-шутки. Дидактический материал: буклеты-приглашения, метод. странички «Секреты общения».
«Аптека для души» Работа с книгой Сотрудники библиотеки Библиотека · Общие сведения о книге как о средстве развития человека. Цитаты о книге. · Выявление любимых книг детей. · Особенности библиотеки «Орленка». Информация о книжном фонде, возможностях. Выставки (прошлые, настоящие, какие планируются). · Видео «Третьяковская галерея» или другое. · Гости библиотеки. Дидактический материал: путеводитель по библиотеке.
«Учение с увлечением» Учеба Учителя школа · Урок истории. Немного из истории школы. Особенности орлятской школы. · Мини-экскурсия по школе. · Известные люди, которые учились. · Возможности для развития в этой смене. · Игровые методики, связанные с профориентацией. Тест. Дидактический материал: журналы об «Орленке», «Собеседник».
«Сам себе… создатель»Разработка дел Методист Метод. кабинет · Возможности метод. службы «Орленка» для ребенка. · Знакомство с библиотекой, краткий обзор. · Методическое занятие «Конструирование интеллектуальных игр». Дидактический материал: распечатка занятия.
«Войди в природу другом» Экология Специалист-эколог Сбор у «Звездного» · Природно-климатические особенности «Орленка», их возможности для ребенка. · Какие темы можно изучать в «Орленке». · Экскурсия по морю. · Несколько экологических игр. Дидактический материал: брошюры «Живая палитра», карта растений.
«Удивительное рядом!» Подготовка экскурсии Биолог У камня · Экскурсия в природу. · Обучение навыкам ведения экскурсии
«Владеющий информацией…» Выпуск газеты Сотрудники пресс-центра Редакция · Функции пресс-центра. Результат работы: показать газеты. · Формы взаимодействия с детьми – газеты «Салют, «Орленок»! Анализ. · Обучающее занятие либо игры на тему «Работа с информацией». · Приглашение к сотрудничеству.
«Стремительный», «Солнечный», «Дозорный», «Олимпийский», «Комсомольский» Детские лагеря «Орленка» сотрудники лагеря   · Знакомство с особенностями лагеря: историей, легендами, людьми.
18. «Команда XXI века» Программы лагерей Звездная роща Знакомство с программами детских лагерей на смену.

Вопрос седьмой: Как провести отрядный сбор-планирование?

Планирование – один из самых важных этапов жизнедеятельности коллектива. От его успешности зависит эффективность реализации программы. Средства, методы, содержание планирования зависят от направленности программы лагеря, отряда, от особенностей заехавших детей. Алгоритм проведения покажем на примерах.

Планирование смены «Россия – Родина моя»

Медведева Лариса, «Звездный»

11 смена 2001 года – смена краеведческой направленности.

Задачи смены:

– Привлечь внимание подростков к изучению своей малой родины, осознанию себя как носителя культуры своего народа, нации, региона.

– Показать алгоритм изучения своего края, ценность познания.

– Показать многообразие культуры России.

Начинается планирование с обсуждения одного из основных смыслов смены – слова «гражданин». В результате отряд приходит к следующему мнению:

Гражданин – это человек, занимающий активную позицию, способный решить проблемы на разных уровнях: личном, коллективном (отряд), региональном; человек, ищущий способы их решения. Этот тезис стал основой отрядного планирования.

Алгоритм планирования.

Содержание деятельности Педагогические задачи и возможности
1. Работа по группам. Обсуждение проблем регионов. Ответ на вопросы: «Что меня как гражданина волнует сегодня? В чем я вижу причины проблем моего региона? Как я могу помочь решить эти проблемы?» Отработка навыков групповой деятельности, знакомство со сверстником – представителем другого региона, обмен информацией, выявление уровня познавательных способностей.
2. Озвучивание проблем, обсуждение, совместный поиск решения. Диагностика способностей ребят – склонности к рационализму, неординарному мышлению. Осознание уникальности, непохожести и в то же время общности регионов.
3. Объединение проблем по темам (экология, отношения и т. д.). Получение полезной информации о способах решения подобных проблем в других регионах.
4. Использование примеров решения проблем средствами «Орленка». Апробирование метода проектной деятельности.
5. Определение состава групп, желающих углубиться в изучение того или иного блока проблем. Обсуждение известных форм дел (игра по станциям, «огонек», полигонная игра и т. д.). При выборе характера деятельности, направленной на решение обозначенных проблем, возможно диагностировать интересы и наклонности подростков.
6. Метод ППР – поиск путей решения. Ребята, общаясь с сотрудниками «Орленка», знакомятся с возможностями лагеря в направлении, выбранном их группой. Расширение информационного поля. Знакомство с возможностями «Орленка», соотнесение с собственным опытом, рождение на стыке этого новых идей, новых форм дел.
7. Озвучивание, обсуждение подготовленных проектов решения. Дополнения других групп. Определение из всего перечня дел наиболее интересных, новых для проведения их в отряде. Овладение приемами коллективного принятия решения, комбинирования.
8. Формирование групп для реализации дел, выбранных в каждом направлении. Варианты формирования групп: • по желанию реализовать дело; • «под лидера» (инициатор идей набирает себе команду). Умение совершать выбор деятельности, группы.
9. Утверждение механизма работы групп. Определение функций Совета отряда (это сборная группа детей – лидеров микрогрупп). Умение планировать совместную деятельность отряда.
10. Каждая группа разрабатывает план работы по подготовке и реализации запланированного дела. Формулирует заявку на обучающие занятия для группы (если это необходимо). Умение планировать деятельность, распределять обязанности в группе.

В качестве иллюстрации 6 пункта – результаты поиска путей решения ребятами 13 отряда.

Проблемы Причины Способы решения в «Орленке»
Проблемы, объединенные темой «ШКОЛА»:
Непонимание между учителями и учениками. Нежелание понять друг друга, неумение встать на его место. Встречи с учителями, дискуссии. Вечер, на котором дети меняются местами и решают общие проблемы.
Экология души, бескультурье человека. Влияние социума, неумение преподносить себя, незнание информации о способах культурного образа жизни. Дела, раскрывающие способности каждого. Выпуск плакатов о культуре. Встречи с интересными людьми «Орленка». Проблемные столы. Работа в библиотеке.
Сохранение преемственности поколений, исторической памяти. Непонимание важности преемственности поколений, потеря информации о традициях, обычаях своего народа. Представление в творческой форме информации о своем регионе. Создание музея. Выпуск творческого сборника ребят.
Проблемы, объединенные темой «ОТНОШЕНИЯ»
Конфликты отцов и детей. Нежелание понять и принять ответственность другой стороны, встать на место другого человека. Неумение выражать себя, свое мнение, чувства. Поиск компромисса в решении конфликтов в отряде. Акция – вечер «Кто что хочет»: поиск общих целей, ценностей. Общение с целью познания друг друга, выстраивание конструктивного общения, полезного для детей и взрослых. Поиск способов выражения своих чувств.
Отношения наций, межнациональные конфликты, расизм. Предрассудки, незнание особенностей других национальностей, нетерпимость. Приобретение положительных качеств: терпимости, взаимоуважения. Вечер национальностей.
Антигуманные секты. Переизбыток энергии, отсутствие информации об особенностях сект, группировок. Беседы с приглашением эксперта.
Выбор друзей, столкновение различных мировоззрений. Сложно найти близкого человека. Неумение преподнести себя, неумение общаться. Поиск общих интересов в отряде. «Огоньки» о дружбе, качествах настоящего друга.
Проблемы, объединенные темой «ЗДОРОВЬЕ»
Алкоголизм, курение, распространение асоциальных форм досуга, в том числе детская проституция. Как следствие, венерические заболевания, СПИД. Отсутствие у молодежи потребности вести здоровый образ жизни. Влияние среды, социума. Социально-экономические причины. Самоутверждение, желаний новых ощущений. Незнание информации о последствиях. Воспитание осознанного отношения к здоровью. Получение навыков организации интересного, полезного досуга. Поиск творческих, созидательных способов самоутверждения и самореализации. Пропаганда здорового образа жизни (работа группы здоровья, организация различных видов зарядок). Новые знакомства, поиск единомышленников. Выпуск листовок на разные темы. Дискуссии о СПИДе, о сексе. Спортивные дела, подвижные игры, спортчасы, интересные для всех.
Проблемы психологического плана, нарушения духовного здоровья. Неумение, незнание способов решения, отсутствие помощи. «Огоньки» на темы: «Я и общество», «Духовное здоровье», «Внутренняя гармония». Беседы с психологами, врачами.
Проблемы, объединенные темой «ЭКОЛОГИЯ»
§ Нерациональное использование природных ресурсов. Как следствие, нехватка воды и т. д. § Небрежное, негуманное отношение к природе (браконьерство). Непонимание важности этих проблем. Мы живем одним днем, не думая о потомках. Обращение к каждому, к его сознанию, совести. Налаживание связей одного с другим на примере «Орленка» Организация реальных акций типа «Долой плющ» и т. д. Экологическая организация в «Орленке». Проблемные столы. Выпуск печатной продукции. Связь с экологическим центром. День Чистоты в лагере.
Проблемы, объединенные темой «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ»
Детская беспризорность. Решить мы не можем, но можем помочь. Демонстрация возможностей для развития: кружки, клубы. Отношение ко всем людям как к личностям независимо от их материального положения. Дети все равны. Взаимопомощь, создание каждому сферы успеха. День Добра. Вечер «Что может улыбка».
Безработица, отсутствие цели в жизни. Неумение планировать, ставить цели, презентовать себя, незнание себя, своих скрытых возможностей. Овладение умением ставить цели. Работа над имиджем, повышением уверенности в себе. Нужно дать возможность каждому попробовать себя в разных видах деятельности, социальных ролях. Познание себя и других на играх, тренингах. Деловая игра «Моя будущая профессия».
Нет государственной помощи молодым семьям. Социально-экономические причины. Получение знаний о способах выживания в настоящее время (беседы, дискуссии, практические занятия: как зарабатывать, как вести хозяйство, как создавать уют). Встреча с молодой семьей. Игра творчески-познавательного характера «Семья и Я».
Терроризм, войны, детская жестокость. Невладение способами направить энергию в нужное русло. Овладение способами направлять энергию в созидательное русло. Акции, дела «Мы – против…»

Планирование отрядной деятельности «Пять – на пять!»

В основе планирования – направления деятельности программы детского лагеря.

Задачи: знакомство с программой смены, основными направлениями работы отряда, выбор дел по каждому направлению.

Схема дела:

1. Вожатый рассказывает ребятам, что лагерь «Звездный», в котором живет и действует отряд, работает по пяти направлениям. Ребята формируют свое понимание о назначении и содержании данных направлений:

– спортивно-оздоровительное,

– социально-психологическое,

– программа «Орленок» в лицах»,

– ассоциация «орлят»,

– информационная культура.

2. Отряд делится на пять групп, которые придумывают конкретные дела для отряда по каждому направлению (группы работают по принципу «вертушки»).

3. Представители групп выступают и представляют результаты своей работы. Общим голосованием определяют пять дел, которые заинтересовали и получили одобрение большинства ребят в отряде.

4. Новое разделение на группы, выбор руководителей в каждой. Каждая группа представляет одно из пяти направлений и дорабатывает идею дела, предложенную на первом этапе игры.

5. Презентация проектов дел от каждой группы.

6. Формирование пяти «деятельностных» микрогрупп в отряде – объединяются желающие реализовать в смене тот или иной проект.

Таким образом, одновременно может произойти и планирование работы, и формирование структуры отряда.

Вопрос восьмой: Какие существуют способы, чтобы интересно сформировать микрогруппы в отряде?

Если вы решите использовать предложенные способы формирования групп, то важно обратить внимание на следующие моменты:

– группы должны формироваться после совместного планирования, и тогда распределение дел между группами не будет принципиальным;

– если группы формируются до отрядного планирования, то группе целесообразнее в ходе планирования сразу определиться в выборе направления деятельности;

– важно, чтобы игровая ситуация, используемая при формировании микрогрупп, не запутала детей.

Предлагаем два варианта,

Набор команды корабля

Предполагаемый командир микрогруппы – капитан корабля.

1. Ребята определяют кандидатов в капитаны – 5–6 человек по симпатиям, по результатам первых совместных дел, или лидеров называют вожатые по итогам социометрии, анкет и т.п.

2. Каждый капитан поэтапно набирает себе экипаж:

– старпома (верный помощник, способный в сложной ситуации, взять на себя обязанности капитана, человек, которому капитан доверяет полностью);

– боцмана (очень пунктуальный человек, умеющий организовать команду, любящий порядок и правила);

– матроса (1–2 человека, умеющие работать в команде, обладающие особыми качествами и умениями, необходимыми в долгом походе);

– юнгу (веселый человек, душа компании, желающий всему всегда учиться).

Набор экипажа может происходить по-разному:

а) к выбранным капитанам члены экипажа подходят сами. Например, вожатый говорит: «Сейчас к каждому капитану подойдет по одному старшему помощнику и т.д. (боцман, матрос, юнга)». В этом случае дети выбирают лидера и группу сами.

б) капитаны выбирают членов своего экипажа, т.е. право выбора есть только у лидеров.

После набора команд кораблей (формирования микрогрупп) можно провести игру (по морской тематике) на сплочение новых объединений, например «Два корабля», или предложить новым командам поприветствовать друг друга, придумать себе название и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: