Виды организаций

В зависимости от статуса организации делятся на:

- первичные организации - созданы и существуют независимо от воли объединяемых людей, члены организации подчиняются ее требованиям, действуют в соответствии с установленными правилами, признают приоритетность интересов организации над своими (ВУЗ)

- вторичные - создаются членами организации и наделяют их определенными правами и ресурсами. Они существуют в двух формах:

- корпоративной;

- ассоциативной.

В корпоративной организации ее члены жертвуют своим суверенитетом. Такая организация согласовывает индивидуальные цели и формирует общую цель (АО,ООО). Ассоциативная организация создается для повседневной координации деятельности членов организации без потери ими суверенитета. Это обеспечивает преобладание интересов членов организации над интересами организации.

Организации делятся на официальные и неофициальные.

- официальные (формальные) создаются для решения конкретных производственных, коммерческих и др. задач, являются юридически узаконенными, существуют в определенном правом пространстве и их деятельность регулируется соответствующими законодательными актами. Формальная организация может быть простой или сложной. Она имеет стабильную структуру, иерархию и строго определенные роли для каждого члена организации. Формальная организация создается по воле руководства или владельцев имущества. В такой организации существуют два типа отношений между ее членами - официальные и неофициальные, которые создаются стихийно и существуют как совокупность юридически незафиксированных, неслужебных контактов между людьми. Такая организация создается на основе общих интересов. У нее могут быть или не быть единые цели, но важные результаты достигаются за счет взаимодействия объединенных людей.

В зависимости от характера цели организации делятся на:

- коммерческие;

- некоммерческие

Деятельность некоммерческих предприятий не связана в отличие от коммерческих с получением прибыли и распределением ее среди участников организации. Такие организации создаются для достижения социальных, культурных, научных, образовательных и других целей, связанных с удовлетворением общественных потребностей. Некоммерческие организации с момента их государственной регистрации являются юридическим лицом, имеют в собственности или оперативном управлении обособленное имущество. Некоммерческие организации существуют в нескольких формах:

1) общественные объединения или клубы

2) фонды - преследуют социальные и культурные цели, имеют попечительский совет

3) некоммерческое партнерство - создается для помощи участников организации

4) союзы или ассоциации - с целью координации деятельности и защиты интересов коммерческих и некоммерческих структ

Менеджеры - это люди, ответственные за получение результатов конкретных усилий других людей, работающих как индивидуально, так и объединенных у группы или организации.

РОЛИ РУКОВОДИТЕЛЯ Роль – набор определенных поведенческих правил,соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности. Служебное поведение менеджера определяют должности, которую они занимают в качестве руководителей определенных подразделений. Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на ее содержание.

Десять управленческих ролей:

1) Межличностные роли:

а) главный руководитель;

б) лидер;

в) связующее звено.

2) Информационные роли:

а) получатель информации:

б) распространитель информации;

в) представитель.

3) Роли, связанные с принятием решений:

а) предприниматель;

б) ликвидатор нарушений;

в) распределитель ресурсов;

г) ведущий переговоры.

Эти десять ролей берут на себя руководители в разные периоды и в зависимости от ранга. Они классифицируются в рамках трех категорий: Межличностные, информационные и роли, которые связанные с принятием решений. Роли взаимозависимые и взаимодействуют для создания единого целого.

Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимоотношений с людьми. Межличностные роли могут сделать руководителя объектом накопления информации, которая дает возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли и действовать в качестве центра обработки информации. Принимая на себя межличностны е и информационные роли, руководитель способен играть роли, связанные с принятием решений: распределение ресурсов, согласование конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от лица организации.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ. Существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель.

УПРАВЛЕНИЕ- это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ. Хотя все управленцы имеют определенное место и выполняют определенные функции, это не свидетельствует о том, что все они занимаются выполнением одинаковой работы. Управленческая работа тоже распределяется. Одна из форм такого распределения имеет горизонтальный характер: размещение конкретных руководителей по отдельным подразделам (финансовый отдел, производственный отдел, служба маркетинга и т.п.).

Каждая организация имеет свое определенное количество уровней.

И вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей распределяют на три категории с точки зрения выполнения функций. Названия этих уровней: технический, административный и уровень социальных структур (институционный).

Лица, которые действуют на техническом уровне (англ. - lower management - низшие уровни управления: руководители подотделов, бригад, мастера и прочие аналогичные им по рангу управленческие кадры) занимаются текущими операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или предоставлении услуг.

Руководители на административном уровне (англ. - mіddle management - среднее звено управления: руководители управлений и самостоятельных отделов) занимаются управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия разных подразделений организации.

Руководители на институционном уровне (англ. - top management - высшее руководящее звено: генеральный директор и прочие члены правления) занимаются в основном подготовкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием задач, адаптацией организации к разным изменениям, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация.

Руководители низового звена - младшие начальники - это организационный уровень, который находится непосредственно над рабочими и другими работниками (не управленцами), осуществляют контроль за выполнением производственных задач и обеспечивают информацией руководителей высших звеньев. Они ответствены за использования выделенных им ресурсов, сырья и оснащения.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. Они определяют проблемы, начинают обсуждения, рекомендуют действия, разрабатывают творческие предложения, готовят информацию для решений, которые принимаются руководителями высшего звена и передают эти решения в технологически удобной форме как конкретные задачи низовым линейным руководителям.

Руководители высшего звена - как правило, одних или несколько человек - ответственные за принятия важнейших решений для организации в целом. Работа высшего руководителя не имеет четкого завершения.

Інститу

ционный уровень

Административный

уровень

Технический уровень

Рис.1 Уровни управления



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: