Поляков

Понятие «источник права» имеет в юриспруденции несколько разных значений.

1. Источник права в генетическом смысле (что причинно обусловливает возникновение правовых норм?) - могут пониматься объективные причины, вызывающие необходимость принятия тех или иных норм права: 1) материальные (объективные потребности общества, обусловленные социально-экономическими условиями его существования), 2) идеологические (представления всего общества или его политической элиты о том, каким должно быть право).

2. Источник права в онтологическом смысле (что делает право правом?), то его определение будет зависеть от того, что понимается под правом, т.е. от типа правопонимания. 1) Сторонники т.н. правового этатизма, сводящие право к системе норм, установленных и защищаемых государством, понимают в этом случае под источником права ту форму, в которой находит свое выражение содержание правовых норм и через которую они получают общеобязательное значение. С этих позиций, вне такой государственно установленной и государственно защищенной формы (формы закона, указа, постановления и т.д.) право не существует.

Наиболее известные формы существования государственно-признанных норм («источники права» – в этатистской традиции) суть следующие: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой договор, правовая доктрина, священные книги, принципы международного права, нормативный правовой акт.

Правовой обычай – один из наиболее древних источников права. Под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений. Обычай может быть как всеобщим, так и локальным, действующим только в определенных местностях. Далеко не всякий обычай является правовым. Для непосредственно социального действия в качестве нормы права он должен иметь объективно правовое содержание (см. выше), а для того, чтобы получить значение государственно-признанного источника права – быть санкционированным государством (в романо-германской правовой семье). Санкционирование (признание) обычая в качестве источника права осуществляется путем ссылки на обычай как на общеобязательное правило в каком-либо нормативно-правовом акте государства, или при аналогичном его признании судебной, административной или арбитражной практикой.

Обычай является источником не только государственного, но и общесоциального права. Последнее и существует преимущественно в форме традиций, обычаев, обыкновений. Наиболее значимые из них или признаются правовыми по своей природе (при наличии определенных признаков - в англо-саксонском праве), или санкционируются государством и становятся нормами государственного права (в романо-германских правовых системах). При этом в англо-саксонском правовом сообществе фактически признается существование негосударственного, социального права, так как обычай признается правовым не с момента вынесения судебного вердикта, ссылающегося на него, а с того момента, когда обычай получил необходимые правовые свойства (длительность существования, добровольность исполнения, соответствие разуму и действующим законам и т.д.).

Наличие или отсутствие правообязывающей структуры позволяет различать правовые и неправовые обычаи. Правовые обычаи могут представлять как государственное, так и социальное право, но в любом случае их отличительной чертой является неписанный характер.

Интересна классификация обычаев, предлагаемая современным французским цивилистом Ж. Корню. выделяет универсальные, национальные, профессиональные и договорные обычаи.

Судебный прецедент (лат. - предшествующий) – правовой акт, представляющий собой судебное решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов при решении аналогичных дел. Судебные прецеденты устраняют пробелы действующего законодательства и определяют практику его применения. В основе доктрины судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия подходящего для данного случая закона. Суд обязан вынести решение и по такому делу. Мотивировочная часть такого судебного решения, принимается за общее обязательное для всех правило при разрешении всех аналогичных дел, т.е выступает судебным прецедентом. Фактически суд при этом осуществляет правотворчество, хотя создаваемая им правовая норма как бы «растворена» в конкретном судебном решении, и для ее последующего применения необходимо его толкование. Поэтому прецедент зачастую формулируется не в одном судебном решении, а в судебной практике по его применению. Сила судебного прецедента как источника права вытекает из того, что всякий суд безусловно связан решениями всех вышестоящих судов, которые не могут оспариваться, однако в толковании прецедента судья обладает полной свободой.

Прецедентное право отличается крайней сложностью и запутанностью, что вызывает определенные проблемы его применения. Но, с другой стороны, прецедентные нормы наиболее приближены к конкретным жизненным ситуациям и поэтому могут более полно отражать требования справедливости, чем общие и абстрактные нормы закона.

Нормативный правовой договор – правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон, которым образуется правовая норма. В качестве основной нормативно-правовой формы выступает в международном праве. Нормативные правовые договоры имеют распространение также в конституционном, гражданском, трудовом праве. Так, к нормативному правовому договору может быть отнесен Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации 1992 г. В области трудового права значительную роль в качестве источника права играют коллективные договоры.

Правовая доктрина – один из древнейших источников права, получивший распространение уже в Древнем Риме. Представляет собой изложение каких-либо правоположений, правил поведения, правовых принципов, принадлежащее наиболее авторитетным представителям юридической науки и практики, которым придается общеобязательное значение. В настоящее время имеет распространение в так называемых традиционалистских правовых системах (например, в мусульманском праве).

Священные книги – различные сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога (например, Библия, Коран) и признаваемые государством в качестве общеобязательных. Один из древнейших источников права, сохраняющий свое значение в традиционалистских правовых системах (например, в мусульманском праве).

Принципы международного права – имеются в виду те принципы, которые не имеют непосредственно правового значения, поскольку отражены, например, в декларациях, имеющих рекомендательный характер, но получают таковое в случае признания их государством.

Нормативный правовой акт является основной формой государственно-организованных норм права в романо-германской правовой семье. Является одной из разновидностей правовых актов.

Понятие правового акта. Все правовые акты можно подразделить на акты – действия (юридические факты) и акты – документы (носители определенной юридической информации, имеющей правовой значение и зафиксированной в письменной форме). Правовые акты-документы могут быть как нормативными, так и индивидуальными. В последнем случае они не содержат общих правил поведения, а регулируют индивидуальные отношения между субъектами (судебное решение по спору между гражданами о праве собственности, постановление о наложении административного предупреждения, расписка о получении денег взаймы и т.д.). Индивидуальные акты в свою очередь делятся на акты применения права (см. ниже) и акты реализации субъективных прав и обязанностей (например, письменный договор о покупке дома).

Нормативный правовой акт – это императивный правовой акт (официальный письменный документ), который содержит правовые нормы. Нормативный правовой акт характеризуется рядом признаков:

1. Имеет императивный характер, так как исходит от государства или от организаций, которые могут прибегнуть к государственной защите установленных актами правил. Нормативный правовой акт является односторонним актом выражения воли правотворческого органа, и этим он отличается от нормативных договоров.

2. Принимается с соблюдением определенной процедуры, призванной оптимизировать содержание норм и их форму.

3. Имеет признаки официального письменного документа: название акта; указание на то, где, когда и кем был принят; наличие в необходимых случаях подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера.

4. Имеет собственную структуру: содержание нормативно-правового акта может выражаться в частях, разделах, статьях, параграфах, пунктах и подпунктах акта.

5. Имеет заранее установленную юридическую силу и занимает определенное место в иерархии нормативно-правовых актов.

6. Имеет четкие временные, пространственные и субъектные характеристики.

7. Содержит нормы права, т.е. общие правила поведения. (Не всякий нормативный акт будет являться правовым. При отсутствии правовой структуры никакая принудительная сила не сможет сделать из клочка бумаги источник права).

Нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты – это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных и частных лиц, вызывающие определенные правовые последствия для конкретных субъектов (акт о регистрации брака, договор купли-продажи, постановление о наложении штрафа и т.д.). Среди индивидуальных правовых актов выделяют так называемые правоприменительные акты. Они представляют собой властные решения по конкретному юридическому делу, имеют однократное применение, адресуются конкретным лицам и обязательны для исполнения только ими (приговор или решение суда, указ о назначении на должность и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: