Система базируется на следующих основных документах.
Картонка учета работы шины. В нее заносят основные данные о шине и автомобиле, на который она установлена, ведут учет периодов нахождения в качестве запасного колеса. По исчерпанию шиной своего ресурса записывают выполненный ею пробег и причину снятия. Карточка является документом, по которому можно предъявить претензии водителю за повреждение шины или заводу-изготовителю - за производственный брак.
Лицевая карта автомобиля по расходу шин является накопительным документом, отражающим, как использовались шины автомобиля в течение длительного периода.
Заявка на замену шин автомобиля - форма, определяющая содержание системы учета шин и задачи, ею решаемые. Используется для разового сбора сведений о шинах, снимаемых с автомобиля и выдаваемых на автомобиль, регламентирует организационную последовательность замены шин. Информация в заявку должна заноситься в виде, пригодном для компьютерной обработки.
Итоговые результаты об эксплуатации шин за календарный период могут быть индивидуальны для каждого предприятия. К числу первоочередных сведений, конкретизирующих выбор мероприятий по увеличению ресурса шин, следует отнести
• уровень реализации ресурса шин;
• характер износа протектора снятых шин;
• причины утилизации;
• значения потерь ресурса.
Общепринятыми итоговыми показателями эксплуатации шин являются их ресурс - пробег на момент снятия, и количество шин в процентах, сданное на первичное и повторное восстановление. При обезличенном восстановлении шин эти сведения не позволяют оценить общий период эксплуатации одной условной шины. Поэтому разработан комплексный показатель Кир - коэффициент использования ресурса шины, показывающий отношение среднего общего пробега шины на новом и восстановленных протекторах Lo6 к нормативному пробегу LH новой шины:
шины, показывающий, сколько раз в среднем восстанавливается одна шина.
Оценка эффективности эксплуатации шин по Кнр позволяет во взаимосвязи проконтролировать основные этапы реализации ресурса шины: характер износа протектора, сохранность шин для восстановления. После некоторых преобразований этот коэффициент позволяет также выявлять, в полном ли объеме АТП использует восстановленные шины или же их несвоевременно вывозят с восстановительных заводов, складируют, а в эксплуатацию необоснованно вводятся новые шины.
По стоимости шины и величине Lo6 можно рассчитывать и планировать себестоимость пробега шин в рублях на 1000 км.
В зарубежной практике большинство систем учета сориентировано на расчет и оценку себестоимости единицы пробега шины. Иногда между транспортными фирмами и производителями шин взаиморасчеты ведутся с учетом этого показателя.