Классификация вопросов

Ведущий Признак Содержание Форма Функции
Виды Вопросов - о фактах сознания; - о фактах поведения; - о личности респондента - открытые и закрытые - прямые и косвенные - основные - неосновные

В стандартной анкете должно быть не более 30-40 вопросов с вариантами ответов от 1 до 10. Обычно композиция анкеты является или проблемной или тематической.

Композиция анкеты включает в себя преамбулу (обращение, цели, инструкция по заполнению, название организации, проводящей опрос), блоки вопросов, выявляющих представления респондентов об «идеальном» состоянии проблемы, оценку текущего состояния проблемы, мнения о механизмах решения проблемы и так называемую «паспортичку» - блок социально-демографических данных респондента.

Процедура устного опроса (интервью) может быть строго регламентированной (формализованной) и проводиться по заранее составленным вопросам в определенной обстановке с соблюдением установленных правил, или же свободной.

Наряду с опросом применяется наблюдение, с помощью которого исследуются формы общения людей, факты поведения. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является фиксирование событий в момент их непосредственного совершения, а не изучение предварительных или ретроспективных суждений индивидов. Однако в наблюдении очень велик субъективный элемент, поскольку наблюдатель непосредственно связан с объектом и его отношение, интерпретация событий несвободны от эмоций и некоторой тенденциозности.

Наиболее объективным и экономичным является анализ документов. Сегодня разработаны методики контент-анализа, позволяющие количественно измерить явление, изучаемое по документам.

При изучении процессов в малых группах используют социометрические и игровые методы. Для изучения индивидуальных особенностей сознания применяют тестирование.

В исследованиях аналитического уровня чаще всего прибегают к социальному эксперименту, который может проводиться как в «полевых» так и в лабораторных условиях.

2) Обрабатывают социологическую информацию при помощи статистико-математических методов с применением ПК.

Начинают с общей статистики, которую оформляют в табуляграммах – линейном распределении групп в абсолютных числах и процентах. Затем осуществляют группировку данных: структурную (по объективным признакам, свойствам всей совокупности, например, по возрасту), типологическую (по субъективным признакам, например, удовлетворенность трудом и т.д.) и аналитическую (по двум и более признакам, служащим выяснению их взаимосвязи).

В результате получаются ряды распределений, оформленные в перечневых или комбинационных таблицах.

Для выявления актуальности взаимосвязей признаков проводят корреляционный анализ, для установления предпочтений используют ранжирование и т.д.

3) Статистически обработанная информация становится предметом анализа. На заключительном этапе исследователь использует описание и классификацию, типологизацию, системный и генетический анализ, социальное моделирование для достижения цели СИ.

ЛИТЕРАТУРА

Рабочая книга социолога. 2-е изд. М.,1983.

Основы прикладной социологии. Учебник для вузов. В 2-х т. М., 1995.

Энциклопедический социологический словарь. М.,1995.

Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. 2-е изд.- М.: Наука, 1987.

Задания к теме №2

1. Установите, в чем суть различий эмпирической и прикладной социологии, конкретного социологического и эмпирического исследований.

2. Определите, в каких целях применяются разведывательные, описательные, аналитические, точечные и повторные социологические исследования.

3. Каковы основные требования, предъявляемые к эмпирическому исследованию?

4. Сформулируйте содержание основных разделов программы СИ?

5. Заполните приведенную ниже таблицу

Табл.: Методы социологического исследования

Методы сбора Методы анализа
   
   
   
   

Упражнения к теме № 2

1. Определите, с помощью каких социологических методов можно изучить приведенные ниже объекты

№ п/п Основные методы Объекты изучения
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Анкетирование Изучение документов Интервью Контент-анализ Наблюдение Социометрия Эксперимент Социологическое тестирование Газетные тексты Индивидуальные особенности сознания Межличностные отношения Причинно-следственные связи Протоколы, отчеты, письма Факты поведения людей Факт сознания Ценностные ориентации и установки

2. В приведенной ниже логической последовательности разработки программы СИ отсутствует некоторые важнейшие звенья. Внесите необходимые коррективы в предложенный перечень пунктов программы:

— обоснование проблемы исследования,

— формулирование гипотез,

— операционализация понятий,

— обоснование методов,

— рабочий план исследования.

3. Респондент - это: 1) исследователь социальной проблемы; 2) носитель социологической информации, подвергающийся изучению; 3) компетентный участник социологического опроса.

4. Репрезентативность - это: 1) надежность социологических данных; 2) процедура разложения понятий на количественно измеряемые признаки; 3) свойство выборки воспроизводить параметры генеральной совокупности.

5. Социальный факт — это: 1) единичное общественно значимое событие, типичное для той или иной сферы общественной жизни; 2)непосредственно наблюдаемое явление; 3) количественно измеряемый признак явления или процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: