Межбюджетными отношениями являются отношения между бюджетами в бюджетном процессе.
Межбюджетные отношения основаны на четком разграничении функций и полномочий между уровнями государственного управле-ния, едином распределении поступлений и расходов между уров-нями бюджетов, а также на единстве и прозрачности методов опре-деления отношений.
Вмешательство Правительства Республики Казахстан и центра-льных государственных органов, местных исполнительных органов областей в бюджетный процесс соответственно областей, городов республиканского значения, столицы и районов (городов областно-го значения) не допускается, за исключением случаев, предусмот-ренных законодательством.
Межбюджетные отношения регулируются:
1) между республиканским и областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы:
трансфертами; бюджетными кредитами;
2) между областным и районными (городов областного значе-ния) бюджетами:
трансфертами; бюджетными кредитами; нормативами рас-пределения доходов.
|
|
Трансферты подразделяются на трансферты общего характе-ра, целевые текущие трансферты, целевые трансферты на разви-тие.
При определении форм регулирования межбюджетных отноше-ний учитываются налоговый потенциал каждого из уровней бюдже-тов, численность потребителей государственных услуг в регионе, утвержденные стандарты государственных услуг и факторы, влияющие на расходы по предоставлению государственных услуг в зависимости от специфики того или иного региона.
Трансфертами общего характера являются бюджетные субвен-ции и бюджетные изъятия.
Бюджетными субвенциями являются трансферты, передаваемые из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете.
Бюджетными изъятиями являются трансферты, передаваемые из нижестоящих бюджетов в вышестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете.
Целевыми текущими трансфертами являются трансферты, передаваемые вышестоящими бюджетами в нижестоящие в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете, для реализации отдельных текущих бюджетных программ, не учитываемых при расчете трансфертов общего характера.
Целевыми трансфертами на развитие являются трансферты, передаваемые вышестоящими бюджетами в нижестоящие в пределах сумм утвержденных в республиканском или местных бюджетах, для:
1) реализации местных бюджетных инвестиционных проектов (программ) предлагаемых местными исполнительными органами на основе стратегических и программных документов Республики Казахстан;
|
|
2) выполнения нижестоящими органами государственного управ-ления мероприятий стратегических и программных документов Республики Казахстан, относящихся к компетенции вышестоящих органов государственного управления, направленных на полу-чение экономических выгод или достижение социально-экономи-ческого эффекта.
Целевыми текущими трансфертами из нижестоящего бюджета являются трансферты, передаваемые нижестоящими бюджетами вышестоящим в целях компенсации потерь вышестоящих бюджетов, вытекающих из принятия законодательных актов, влекущих увеличение расходов и (или) уменьшение поступлений в связи с передачей функций государственных органов из нижестоящих уровней государственного управления в вышестоящие в период действия трехлетних объемов трансфертов общего характера.
Бюджетные кредиты из республиканского бюджета и област-ных бюджетов могут предоставляться соответственно областным бюд-жетам, бюджетам городов республиканского значения, столи-цы и бюджетам районов (городов областного значения) на реализа-цию бюджетных инвестиционных проектов (программ) и на покры-тие кассового разрыва в течение финансового года.
Бюджетным кодексом определена схема конкретного распределения поступлений и расходов между уровнями бюджетов.
Поступления в республиканский бюджет. Из налоговых поступлений в республиканский бюджет направляются:
корпоративный подоходный налог; налог на добавленную стоимость;
акцизы на импортируемые товары, сырую нефть, газовый конденсат; налог насверхприбыль; налоги и срециальные платежи недропользователуй (перечисленные платежи исключают поступления от предприятий нефтяного сектора); платеж по возмещению исторических затрат; налог на игорный бизнес; таможенные пошлины на ввозимые и вывозимые товары; государственная пошлина; ряд сборов, плат и пошлин.
Неналоговыми поступлениями в республиканский бюджет являются:
1) доходы от республиканской собственности:
2) поступления от реализации товаров (работ, услуг) государст-венными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета;
3) поступления от проведения государственных закупок, органи-зуемых государственными учреждениями, финансируемыми из рес-публиканского бюджета;
4) штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государствен-ными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюд-жета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сме-ты расходов) Национального Банка Республики Казахстан;
5) другие неналоговые поступления в республиканский бюджет.
Поступления от продажи основного капитала в республи-канский бюджет являются денежные средства:
1) от продажи государственного имущества;
2) от продажи товаров из государственного материального ре-
зерва;
3) от продажи нематериальных активов, принадлежащих госуда-рству.
Поступления трансфертов в республиканский бюджет:
1) трансферты из областных бюджетов, бюджетов городов рес-публиканского значения, столицы;
2) трансферты в республиканский бюджет из Национального фонда Республики Казахстан.
В республиканский бюджет зачисляются поступления от пога-шения выданных из республиканского бюджета кредитов, продажи финансовых активов государства, находящихся в республиканской собственности, правительственных займов.
Поступления в областной бюджет:
Налоговые поступления: индивидуальный подоходный налог, социальный налог, по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом; ряд сборов и плат;
Неналоговыми поступлениями в областной бюджет являются:
доходы от коммунальной собственности, поступления от реализации това-ров (работ, услуг), поступления от проведения государственных закупок, орга-низуемых государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета;
|
|
штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреж-дениями, финансируемыми из областного бюджета;
трансферты из республиканского бюджета и из бюджетов районов (городов областного значения);
поступления от продажи основного капитала – государственного имущест-ва, закрепленного за государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета.
В областной бюджет зачисляются поступления от погашения выданных из областного бюджета кредитов, продажи финансовых активов государства, на-ходящихся в областной коммунальной собственности, займов местных испол-нительных органов областей.