Межбюджетные отношения и их регулирование

Межбюджетными отношениями являются отношения между бюджетами в бюджетном процессе.

Межбюджетные отношения основаны на четком разграничении функций и полномочий между уровнями государственного управле-ния, едином распределении поступлений и расходов между уров-нями бюджетов, а также на единстве и прозрачности методов опре-деления отношений.

Вмешательство Правительства Республики Казахстан и центра-льных государственных органов, местных исполнительных органов областей в бюджетный процесс соответственно областей, городов республиканского значения, столицы и районов (городов областно-го значения) не допускается, за исключением случаев, предусмот-ренных законодательством.

Межбюджетные отношения регулируются:

1) между республиканским и областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы:

трансфертами; бюджетными кредитами;

2) между областным и районными (городов областного значе-ния) бюджетами:

трансфертами; бюджетными кредитами; нормативами рас-пределения доходов.

Трансферты подразделяются на трансферты общего характе-ра, целевые текущие трансферты, целевые трансферты на разви-тие.

При определении форм регулирования межбюджетных отноше-ний учитываются налоговый потенциал каждого из уровней бюдже-тов, численность потребителей государственных услуг в регионе, утвержденные стандарты государственных услуг и факторы, влияющие на расходы по предоставлению государственных услуг в зависимости от специфики того или иного региона.

Трансфертами общего характера являются бюджетные субвен-ции и бюджетные изъятия.

Бюджетными субвенциями являются трансферты, передаваемые из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете.

Бюджетными изъятиями являются трансферты, передаваемые из нижестоящих бюджетов в вышестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете.

Целевыми текущими трансфертами являются трансферты, передаваемые вышестоящими бюджетами в нижестоящие в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете, для реализации отдельных текущих бюджетных программ, не учитываемых при расчете трансфертов общего характера.

Целевыми трансфертами на развитие являются трансферты, передаваемые вышестоящи­ми бюджетами в нижестоящие в пределах сумм утвержденных в республиканском или местных бюджетах, для:

1) реализации местных бюджетных инвестиционных проектов (программ) предлагаемых местными исполнительными органами на основе стратегических и программных документов Республики Казахстан;

2) выполнения нижестоящими органами государственного управ-ления мероприятий стра­тегических и программных документов Республики Казахстан, относящихся к компе­тенции вышестоящих органов государственного управления, направленных на полу-чение экономических выгод или достижение социально-экономи-ческого эффекта.

Целевыми текущими трансфертами из нижестоящего бюджета являются трансферты, передаваемые нижестоящими бюджетами вышестоящим в целях компенсации потерь вышестоящих бюджетов, вытекающих из принятия законодательных актов, влекущих увеличение расходов и (или) уменьшение поступлений в связи с передачей функций государственных органов из нижестоящих уровней государственного управления в вышестоящие в период действия трехлетних объемов трансфертов общего характера.

Бюджетные кредиты из республиканского бюджета и област-ных бюджетов могут предоставляться соответственно областным бюд-жетам, бюджетам городов республиканского значения, столи-цы и бюджетам районов (городов областного значения) на реализа-цию бюджетных инвестиционных проектов (программ) и на покры-тие кассового разрыва в течение финансового года.

Бюджетным кодексом определена схема конкретного распределения поступлений и расходов между уровнями бюджетов.

Поступления в республиканский бюджет. Из налоговых поступлений в республиканский бюджет направляются:

корпоративный подоходный налог; налог на добавленную стоимость;

акцизы на импортируемые товары, сырую нефть, газовый конденсат; налог насверхприбыль; налоги и срециальные платежи недропользователуй (перечисленные платежи исключают поступления от предприятий нефтяного сектора); платеж по возмещению исторических затрат; налог на игорный бизнес; таможенные пошлины на ввозимые и вывозимые товары; государственная пошлина; ряд сборов, плат и пошлин.

Неналоговыми поступлениями в республиканский бюджет являются:

1) доходы от республиканской собственности:

2) поступления от реализации товаров (работ, услуг) государст-венными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета;

3) поступления от проведения государственных закупок, органи-зуемых государственными учреждениями, финансируемыми из рес-публиканского бюджета;

4) штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государствен-ными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюд-жета, а также содержащимися и финансируемыми из бюджета (сме-ты расходов) Национального Банка Республики Казахстан;

5) другие неналоговые поступления в республиканский бюджет.

Поступления от продажи основного капитала в республи-канский бюджет являются денежные средства:

1) от продажи государственного имущества;

2) от продажи товаров из государственного материального ре-

зерва;

3) от продажи нематериальных активов, принадлежащих госуда-рству.

Поступления трансфертов в республиканский бюджет:

1) трансферты из областных бюджетов, бюджетов городов рес-публиканского значения, столицы;

2) трансферты в республиканский бюджет из Национального фонда Республики Казахстан.

В республиканский бюджет зачисляются поступления от пога-шения выданных из республиканского бюджета кредитов, продажи финансовых активов государства, находящихся в республиканской собственности, правительственных займов.

Поступления в областной бюджет:

Налоговые поступления: индивидуальный подоходный налог, социальный налог, по нормативам распределения доходов, установленным областным маслихатом; ряд сборов и плат;

Неналоговыми поступлениями в областной бюджет являются:

доходы от коммунальной собственности, поступления от реализации това-ров (работ, услуг), поступления от проведения государственных закупок, орга-низуемых государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета;

штрафы, пени, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреж-дениями, финансируемыми из областного бюджета;

трансферты из республиканского бюджета и из бюджетов районов (городов областного значения);

поступления от продажи основного капитала – государственного имущест-ва, закрепленного за государственными учреждениями, финансируемыми из областного бюджета.

В областной бюджет зачисляются поступления от погашения выданных из областного бюджета кредитов, продажи финансовых активов государства, на-ходящихся в областной коммунальной собственности, займов местных испол-нительных органов областей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: