Управление государственным долгом

Управлением государственным долгом называется деятельность государства в лице уполномоченных им органов по обеспечению рационального и эффективного заимствования и оптимизации стоимости обслуживания государственного кредита; оно осуществляется в целях избежания макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем. При этом проводится мониторинг государственного долга, как деятельность уполномоченных государственных органов по отслеживанию и контролю процессов формирования, изменения и обслуживания долга.

Бюджетным кодексом Республики Казахстан установлены лимиты заимствования для соответствующих государственных структур:

1) лимит правительственного долга;

2) лимит внешнего долга Национального банка Республики Ка-

захстан;

3) лимит долга местного исполнительного органа.

Эти лимиты представляют собой планируемые, соответственно, в республиканском бюджете, Национальном банке, местном бюд-жете, фиксированные суммы полученных и непогашенных займов, которые не должны превышать фактический долг соответствующей структуры на заданную дату (конец финансового года).

Лимит правительственного долга – утверждаемая законом о ре-спубликанском бюджете на соответствующий финансовый год фи-ксированная сумма полученных и непогашенных правительствен-ных займов, которую не должен превышать фактический долг Пра-вительства Республики Казахстан на заданную дату (на конец фи-нансового года).

Для Национального банка лимит устанавливается на уровне 50% чистых золотовалютных активов банка, кроме случаев привлечения Национальным банком программных займов от международных финансовых организаций.

Лимит предоставления государственных гарантий – утверждаемая законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год фиксированная сумма, в пределах которой могут быть выданы государственные гарантии;

Лимит долга местного исполнительного органа – утверждаемая в местном бюджете на соответствующий финансовый год фиксиро-ванная сумма полученных и непогашенных займов местного испол-нительного органа, которую не должен превышать фактический долг местного исполнительного органа на заданную дату (на конец финансового года). Лимит долга местного исполнительного органа устанавливается Правительством Казахстана исходя из целей и за-дач, определяемых среднесрочной фискальной политикой на предс-тоящий период. Объем расходов на погашение и обслуживание до-лга местного исполнительного органа не должен превышать 10% от доходов местного бюджета на соответствующий финансовый год.

Законом устанавливается лимит представления государственных гарантий – фиксированная сумма, утверждаемая в составе рес-публиканского бюджета на соответствующий финансовый год, в пределах которой могут быть выданы государственные гарантии Республики Казахстан.

Обслуживание государственного долга представляет собой совокупные выплаты во времени вознаграждения (интереса), комиссионных и иных платежей, вытекающих из условий заимствования.

Погашение долга – возврат (амортизация) заемщиком полученных сумм займа в установленном договорами (соглашениями) с кредиторами (займодателями) порядке, выполнение в установленном порядке других составляющих долг обязательств.

Управление государственным долгом включает также такие методы: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения займа, отказ (аннулирование) от государственного долга.

Рефинансирование означает погашение имеющейся государственной задолженности за счет выпуска нового займа. При этом облигации нового займа выдаются взамен ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без учета курсовой разницы.

Конверсией называется изменение условий ранее выпущенного займа по доходности, как в меньшую сторону, так и в большую. В первом случае правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором – при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.

Консолидацией является изменение первоначальных условий займа по срокам – с их продлением или сокращением.

Унификация означает объединение нескольких займов в один, что упрощает управление государственным долгом.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению проводится в случае дефляции национальной денежной единицы и государству невыгодно рассчитываться по займам более «дорогими деньгами», чем они были при выпуске займа.

Отсрочка погашения займов применяется при значительной государственной задолженности, а также связанными с ними финансовыми затруднениями и правительство объявляет о перенесении сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на поздние сроки.

Отказ от уплаты государственного долга (аннулирование) происходит при смене политического режима в стране и непризнании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности. Отказ может быть следствием банкротства государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: