Часть 1
Введение в язык С++
Введение в практический курс
Правила программирования
Этот раздел посвящен рассмотрению универсальных правил, по которым пишутся программы, форматированию и правильной записи программ.
1. Имена переменных. Именам переменных необходимо давать содержательные имена, отражающие суть тех данных, для хранения которых они предназначены. Исключением могут быть только переменные, используемые в циклах, но не участвующие многократно в вычислениях. Например, переменной, используемой в программе для хранения чьего-либо имени, логично дать имя name.
2. Объявление переменной. Объявление переменной это определение ее типа и имени. Объявление переменной всегда должно предшествовать обращению к этой переменной. Если в С++ переменная не объявлена, при компиляции программы (переводе программы на язык, близкий к машинному) будет сгенерирована ошибка.
3. Инициализация переменных. После объявления переменной её рекомендуется инициализировать, т.е. присвоить ей какое-либо значение, единицу или ноль. Это очень актуально для переменных, используемых в вычислениях. Дело в том, при объявлении переменной для нее выделяется (резервируется) память. Резервирование памяти не очищает ячейки от значений, которые ранее в них хранились, поэтому, если за объявлением переменной не следует её инициализация, то текущее значение этой переменной будет непредсказуемым. При некоторых условиях компиляторы могут осуществлять очистку памяти, выделяемой под переменные.
|
|
4. Стиль записи программы. Рекомендуется придерживаться единого стиля оформления текста (интервалов, отступов, принципов записи конструкций языка, принципов именования переменных и т.д.) в пределах всей программы. Основная цель – повышение читабельности и, следовательно, понятности программы.
Пример оформления фрагмента программы без использования стилей:
void main () { cout <<”Hello, world”; getch ();};
Пример оформления фрагмента программы с использованием стилей:
void main ()
{
cout <<”Hello, world”;
getch ();
}
Некоторые рекомендации по использованию стилей:
- знаки (+ - = * /) пишутся через пробел;
- для зрительного разделения отдельных частей программы (больших фрагментов комментариев) используется штриховая линия типа:
// -----------------------------------------------------------------------------;
- скобки выравниваются вертикально по левой границе;
- включайте в программу комментарии. Они должны быть хорошо составлены, иметь правильную пунктуацию, по возможности без сокращений, и выровнены вертикально. Комментарии, в общем, воспринимаются лучше, когда помещаются в многострочных блоках, которые чередуются с блоками текста программы. Для этого комментарий должен описывать на высоком уровне, что делают несколько последующих строк кода. Не перегружайте программу комментариями – рекомендуется комментировать фрагменты программы (логически блоки кода, циклы и т.п.), а не каждый отдельный оператор. Например:
|
|
//---------------------------------
// Объявляем переменные:
// a – номер дня недели
// b – номер месяца года
// c - год
//---------------------------------
int a, b, c;
// вводим значения a, b, c
cout <<”Vvedite a – “;
cin >>a;
cout <<”Vvedite b – “;
cin >>b;
cout <<”Vvedite c – “;
cin >>c;