III. по контакту

1. Опосредованное/косвенное – через документы, анкеты, видео, и т.д. Косвенное знакомство. Непосредственного контакта нет.

2. Непосредственное/контактное – происходит непосредственное взаимодействие наблюдателя с объектом.

IV. по характеру взаимодействия с объектом.

1. – Открытое – объект знает о наблюдении -> снижение естественного поведения.

- Скрытое – объект не знает о наблюдении.

2. – Включенное – наблюдатель – активный участник процесса (чаще всего используется в возрастной, педагогической и социальной психологии).

- Невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодействия, без к-либо контактов.

2. Изучение продуктов деятельности (сочинение, конструкция, рисунок, …).

Позволяют изучить:

- мотивация деятельности;

- способности воображения;

- память;

- мышление;

- опят человека (знания, умения, навыки);

- и др. характеристики психики.

1. Количественный аспект – количество продуктов деятельности, произведенных данным человеком.

«-»: не всегда результат деятельности можно отследить.

2. Качественный.

3. Анамнез – история развития чего-, кого-либо. Приходится заглядывать в прошлое субъекта.

Сбор материала о развитии человека, истории личности.

Рассматривается все развитие человека.

Предмет рассмотрения:

- высказывание;

- воспоминания;

- документы;

- вещи.

1. Субъективный – высказывания самого субъекта о событиях его прошлого.

2. Объективный – высказывания о нем других лиц и характеризующие его документы.

4. Метод экспертных оценок.

Эксперт – опытный, знающий.

Метод обобщения независимых характеристик.

Получение знаний от экспертов, знатаков, которые знают об изучаемом человеке необходимую для исследователя информацию.

Разновидности (выделил Климов):

1. Психолог привлекает группу знатоков не психологов, которые проясняют вопросы, в которых психолог не компетентен.

2. Психолог обращается за помощью к своим коллегам за коллективным мнением (психологи разных сфер). Консилиум -> обмен информацией.

3. Комплексная группа не только психологов, но и экспертов по другим сферам деятельности.

4. Психолог сам выступает в качестве компетентного знатока, от его заключения зависит решение вопроса (индивидуальная экспертиза).

Эксперты должны обладать полной информацией для решения вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: