1. Опосредованное/косвенное – через документы, анкеты, видео, и т.д. Косвенное знакомство. Непосредственного контакта нет.
2. Непосредственное/контактное – происходит непосредственное взаимодействие наблюдателя с объектом.
IV. по характеру взаимодействия с объектом.
1. – Открытое – объект знает о наблюдении -> снижение естественного поведения.
- Скрытое – объект не знает о наблюдении.
2. – Включенное – наблюдатель – активный участник процесса (чаще всего используется в возрастной, педагогической и социальной психологии).
- Невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодействия, без к-либо контактов.
2. Изучение продуктов деятельности (сочинение, конструкция, рисунок, …).
Позволяют изучить:
- мотивация деятельности;
- способности воображения;
- память;
- мышление;
- опят человека (знания, умения, навыки);
- и др. характеристики психики.
1. Количественный аспект – количество продуктов деятельности, произведенных данным человеком.
«-»: не всегда результат деятельности можно отследить.
|
|
2. Качественный.
3. Анамнез – история развития чего-, кого-либо. Приходится заглядывать в прошлое субъекта.
Сбор материала о развитии человека, истории личности.
Рассматривается все развитие человека.
Предмет рассмотрения:
- высказывание;
- воспоминания;
- документы;
- вещи.
1. Субъективный – высказывания самого субъекта о событиях его прошлого.
2. Объективный – высказывания о нем других лиц и характеризующие его документы.
4. Метод экспертных оценок.
Эксперт – опытный, знающий.
Метод обобщения независимых характеристик.
Получение знаний от экспертов, знатаков, которые знают об изучаемом человеке необходимую для исследователя информацию.
Разновидности (выделил Климов):
1. Психолог привлекает группу знатоков не психологов, которые проясняют вопросы, в которых психолог не компетентен.
2. Психолог обращается за помощью к своим коллегам за коллективным мнением (психологи разных сфер). Консилиум -> обмен информацией.
3. Комплексная группа не только психологов, но и экспертов по другим сферам деятельности.
4. Психолог сам выступает в качестве компетентного знатока, от его заключения зависит решение вопроса (индивидуальная экспертиза).
Эксперты должны обладать полной информацией для решения вопросов.