Физиологические основы

Билет 37.

Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологические основы эмоций и чувств.

Понятие об эмоциях и чувствах.

Относятся к регулирующим процессам (перестраивают деятельность).

Или улучшают, или ухудшают (дезорганизуют) деятельность.

Возникают в связи с удовлетворением или неудовлетворением мотивов (интерес социального порядка, нравственные мотивы, потребности, и т.д.).

Эмоции могут быть положительными и отрицательными.

Как правило, положительные эмоции влияют положительно. Но не всегда (например: бурные эмоции могут вызвать дезорганизацию деятельности).

Отрицательные эмоции в основном влияют отрицательно. Но не всегда (например: злость может вызвать положительный результат – упертость, желание добиться своей цели, и т.д.).

Мотивы ® эмоции ® деятельность.

(мотивы выступают в качестве регуляторов).

Если деятельность усиливается – эмоции стенические.

Если наоборот – астенические эмоции.

Переживания разного порядка обозначаются по-разному.

Удовлетворение органических потребностей – эмоции.

Удовлетворение потребностей социального порядка – чувства ­(явление сугубо человеческое).

Иногда все это обозначается – чувства (высшего и низшего порядка).

Эмоции – проявления чувств; форма эмоционального переживания.

Функции эмоций:

  1. Сигнальная/познавательная.

Эмоции дают человеку информацию:

- влияют на познавательные процессы.

- участвуют в познании косвенным образом.

- оценка ситуации на уровне эмоций (пример: переход через дорогу – гудок – испуг, страх – отскочили).

Эмоциональная оценка – смутная. Дают оценку о полезности, вредности или опасности.

  1. Регулирующая.

- мобилизация – перестройка различных органов и систем для лучшего функционирования.

- дезорганизация.

  1. Могут выступать как самостоятельное ценности.

Радость делания – игра физических и духовных сил.

Особенности эмоций:

  1. Динамика (пр: состояние аффекта; напряжение – решение – спад).
  2. Могут сочетаться и позитивные, и негативные эмоции (пр: голод – негативная и радость от проделанной работы; встреча друга, с которым давно не виделись и видитесь в последний раз). Амбивалентность.
  3. Легко передаются другому человеку. Эффект заражения.

Подходы:

- при характеристике эмоций обращают на себя внимание отчетливые органические сопровождения (пр: краснеет, бледнеет, испарина, сохнет во рту, и т.д.).

Перестраивается внутренняя система органов – адаптация.

Физиологические основы.

Важную роль играют подкорковые образования. На ряду с высшими отделами.

На подкорке выявлены центры, связанные с определенными эмоциональными состояниями.

Таламус, гипоталамус, ретикулярная формация, лимбическая система.

Центры страдания и наслаждения (гипоталамус). Их раздражение вызывают противоположные эмоции.

Роль высших отделов мозга – высшие чувства.

Соотношение коры и подкорки:

Состояние аффекта – подкорка.

Регуляция эмоций – управление со стороны коры и некоторых подкорковых образований.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: