В советской Y была разработана т. ведущего типа д-ти (т.ВТД).
Эта теория тесно связана с фамилией Эльконина.
- согласно данной теории – на каждом возрастном этапе наибольшую роль в развитии Ч. играет 1 ведущий тип д-ти.
1. Первая деятельность, которую проявляет ребенок – эмоциональное общение с матерью (новорожденный).
2. до 3 лет – ведущий тип д-ти – предметно-манипулятивная д-ть.
3. Дошкольный возраст (3 – 7 лет) – игра (чаще – ролевая).
4. Младший школьный возраст – учебная деятельность.
5. Подростковый возраст – общение.
6. Ранняя юность – учебно-профессиональная д-ть.
7. После юности – трудовая д-ть.
Платонов.
Выделяет 4 подструктуры (составляющие) деятельности.
- Цель.
- Мотив.
- Способы действия.
- Результат.
Ерастов.
Дает общую структуру деятельности.
На основе схемы ® блоки.
Схема деятельности (общий план деятельности).
1. Внешние условия – обусловленность деятельности внешними условиями, средства достижения цели.
2. Внутренние условия – психология, физиология, и т.д. (мотивы, возможности, цели,…)
|
|
3. Характер деятельности.
4. Результаты деятельности.
Блоки (психологические составляющие).
- Стимулирование.
- Мотивация.
- Планирование.
- Реализация.
- Контроль.
Связи между схемой и блоками не прямые, могут быть многозначными.
Ломов.
С учетом разных подходов, Ломов в систематизированном виде выделяет следующие составляющие деятельности:
- Мотив.
- Цель.
- Планирование деятельности.
- Переработка текущей информации.
- Оперативный образ (или/и концептуальная модель).
- Принятие решения.
- Действия.
- Проверка результатов.
- Коррекция действий.
Мотив – это то, что побуждает Ч. к д-ти.
Цель – к чему Ч. стремиться в процессе выполнения д-ти.
У разных субъектов составляющие проявляются по-разному.
(Отношение к делу; разная мотивация; опыт; темперамент (действия); особенности организма; особенности здоровья; и т.д.).
Билет 7.
Компоненты деятельности (мотив, цель, планирование, переработка текущей информации, оперативный образ, концептуальная модель).
Характеристика компонентов деятельности.
Мотивы и цели.
Мотив – побуждает к деятельности.
Цель – конструирует деятельность. Придает конкретные характеристики деятельности.
Мотив.
Для Ч. мотив вступает как субъективно переживаемая побудительная сила, как причина его д-ти.
В деятельности имеют место разные мотивы, соподчинение мотивов. Какие-то могут быть доминирующими.
¯
Эту систему в Y называют мотивационной сферой.
Цель.
В конкретной д-ти система мотивов «заменяется» на определенную цель, т.е. конкретизируется. Она формирует содержание этой д-ти.
|
|
Цель – идеальное представление о будущем результате. Выступает как осознанный образ, предвосхищение результата, на достижение которого направлены действия д-ти.
Образ может быть конкретным или иметь схематичный характер.
Близкое отношение к понятию цели имеет концепция Анохина (опережающее отражение. Выступает в разных формах: предвидение; прогнозирование; целеполагание).
Достижение поставленной цели – это не одномоментный акт, а более или менее длительный процесс, развернутый во времени.
Цель выступает как регулятор в течение всей деятельности.
Может уточняться.
Цель развивается в систему частных задач, каждая из которых реализуется путем выполнения отдельных действий.
(Есть цель более общая, отдаленная; есть – промежуточные цели).
ü Соотношение мотива и цели.
Мотив и цель могут согласовываться друг с другом, а могут находиться в дисгармонии.
Вектор «мотив-цель» – системообразующий фактор в деятельности (т.к. остальные составляющие привязаны к этим). Он является ведущим регулятором д-ти, определяющим строение и динамику всех его составляющих.
Планирование.
Связь между дейстиями возможна только при наличии плана.
Планирование обусловлено и целями, и мотивами.
Главным образом – целями.
Планирование – выделение определенных действий, операций и их последовательность.
Сперва выделяются основные действия (общее планирование), затем – конкретизированные действия (детализированное планирование).
Зависит от отдаленности цели.
Варианты планирования:
- Более жесткий характер – деятельность алгоритмического типа.
- Более гибкий характер – деятельность эвристического плана.
В процессе деятельности происходят изменения в плане.
Д-ть имеет разные уровни организации; зависит от того, как она планируется.
1. Наиболее элементарный уровень – работа по ориентирам без определенного плана = реакция на стимул.
2. Работа по образцу или некоторому шаблону = задан жесткий план. Ч. стремится выполнить действия всегда в одном и том же порядке.
3. Планирование д-ти с учетом вероятности появления тех ил иных событий = Ч. имеет общую стратегию д-ти, но без детализации, что дает возможность изменить х-ер и последовательность действий, проявить творчество.