Важнейшее условие формирования навыков – упражнения, тренировка.
Навыки могут формироваться без специального обучения (пр: произносительные навыки, и т.д.).
Упражнения:
- специальная организация.
- попутного характера.
ü Упражнение – принципиальное условие. Есть условия предшествующие упражнениям. Дело в значительной степени зависит от предварительной ориентировки в задании.
Гальперин.
Овладение знаниями, умениями зависит от типа предварительной ориентировки (ориентировочные основы).
Типы:
1. Обучение на неполной ориентировке – обучение, когда предварительное представление – неполное, нечеткое, смутное = неполная ориентировочная основа действия.
Из-за нечетких словесных указаний, нечеткого показа ® неизбежны слепые пробы и ошибки (в силу элементарного незнания) Þ упражнения не дают нужного результата.
2. Полная ориентировка в задании – четкие словесные указания, четкая демонстрация (выделение анатомии операции) ® число ошибок резко сокращается, хотя они не исчезают.
Сами упражнения идут иначе.
(Нужно обозначить: значимые моменты, опорные точки, последовательность).
3. Ориентировочная основа составляется самостоятельно.
Ученика самого учат в задании выделять ориентиры. (Этому надо учить!!!)