Условия формирования стиля деятельности.
1. Нахождение оптимального соотношения общих требований и проявление индивидуальности. (индивидуальность нечто не желательное -???).
2. Индивидуализация указаний, контроля, заданий.
3. Коррекция негативных особенностей д-ти. В плане коррекции их проявлений (импульсивность, моменты застревания).
4. Активизация саморегуляции обучающихся:
- Активизация мышления в плане анализа внешних и внутренних условий д-ти. Возникает их оптимальное соотношение.
- Активизация самоанализа. Оценка своих индивидуальных х-к. коррекция самооценок (иногда связана с проведением воспитательных работ).
- Учеты эмоциональных реакций. Осуществляется общая оценка индивидуальности. Эти реакции, как индикатор соответствия – несоответствия индивидуальности действия.
- Психологическое просвещение. Анализ индивидуальных х-к и вооружение знаниями о действиях, навыках, привычках, путях их устранения.
5. Учет социально-психологических условий.
Построение оптимального взаимодействия между обучаемым и обучающимся. Важную роль играет стиль общения, знание педагогом индивидуальных х-к.
Исследования Русалова: если сочетать испытуемых по принципу сходства или по различию темперамента, то эффект лучше, когда темперамент противоположен.
Результат лучше при сочетании подвижного и медлительного, т.к. происходит взаимокомпенсация х-к.
Билет 20.
Виды деятельности.
Основные виды деятельности:
- Трудовая.
- Учебная.
- Игровая.
- Общение.
Платонов.
I – труд; - общение.
Учение, игра, спорт – производные.
или
II – общение; - труд; - учение; - игра.
Немов. Труд, учение, игра и общение
Ананьев.
Ч. – субъект основных социальных деятельностей.
- Труд.
- Общение.
- Познание.
Общение – особый вид активности.
Гиппенрейтер.
Особенные виды д-ти.
В качестве примеров обычно приводят игровую, учебную и трудовую д-ть.
Но это же понятие можно применить к массе др. человеческих активностей: научная, спортивная, творческая д-ти…
ü Многие авторы в качестве отдельного вида выделяют – общение.
Есть разные подходы:
Общение – это вид д-ти.
- не д-ть, а вид активности на ряду с д-тью.
Труд.
- самый основной вид деятельности. Определяющая д-ть, т.к. б/я труду Ч. осуществляет д-ть.
Благодаря труду человек существует. В процессе труда человек производит продукт (материальный; духовный), который обеспечивает его нормальное существование и как личности, и как организма.
Климов.
Результативная сторона: создание материальных ценностей, роизводство информации, полезные действия по обслуживанию людей, упорядоченность социальных процессов.
Б/я труду осуществляется то, что обеспечивает нормальное состояние ж/д людей.
Труд – основа любого общества.
В трудовой д-ти воплощаются последние достижения науки и техники, реализуется потенциал людей; она постоянно развивается, совершенствуется.
Признаки трудовой деятельности (психологические):
1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата.
Если труд направлен на себя, завершается нормальное развитие личности.
2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели.
3. Сознательный выбор применения, совершенствования или создания орудий, средств к деятельности (предметные; функциональные).
4. Осознание межлюдских производственных зависимостей.
Имеют место когнитивные и аффективные моменты.
В 3-ем признаке выделяется операторный компонент (система операций).
В качестве предмета труда могут выступать люди, техника, природа, знак, художественный образ.
Классификация трудовой деятельности – Y х-ки:
по предмету труда:
- техника (человек-техника) – особое мышление, внимание, требования к восприятию, моторике;
- биологические системы (человек-природа) – важны отношения, оперативное мышление, моменты прогнозирования;
- знаковые системы – требования к мышлению, вниманию восприятию;
- художественный образ – должны быть способности, вкус;
- социальные системы (человек-человек) – умение общаться, чуткость, внимание.
Эти х-ки зависят от орудий труда, функциональный систем и предмета труда + от условий труда.
По мере изменения содержания профессии, меняется психологическая характеристика (развивается интеллект).