Билет 19. Условия формирования стиля деятельности

Условия формирования стиля деятельности.

1. Нахождение оптимального соотношения общих требований и проявление индивидуальности. (индивидуальность нечто не желательное -???).

2. Индивидуализация указаний, контроля, заданий.

3. Коррекция негативных особенностей д-ти. В плане коррекции их проявлений (импульсивность, моменты застревания).

4. Активизация саморегуляции обучающихся:

- Активизация мышления в плане анализа внешних и внутренних условий д-ти. Возникает их оптимальное соотношение.

- Активизация самоанализа. Оценка своих индивидуальных х-к. коррекция самооценок (иногда связана с проведением воспитательных работ).

- Учеты эмоциональных реакций. Осуществляется общая оценка индивидуальности. Эти реакции, как индикатор соответствия – несоответствия индивидуальности действия.

- Психологическое просвещение. Анализ индивидуальных х-к и вооружение знаниями о действиях, навыках, привычках, путях их устранения.

5. Учет социально-психологических условий.

Построение оптимального взаимодействия между обучаемым и обучающимся. Важную роль играет стиль общения, знание педагогом индивидуальных х-к.

Исследования Русалова: если сочетать испытуемых по принципу сходства или по различию темперамента, то эффект лучше, когда темперамент противоположен.

Результат лучше при сочетании подвижного и медлительного, т.к. происходит взаимокомпенсация х-к.


Билет 20.

Виды деятельности.

Основные виды деятельности:

  1. Трудовая.
  2. Учебная.
  3. Игровая.
  4. Общение.

Платонов.

I – труд; - общение.

Учение, игра, спорт – производные.

или

II – общение; - труд; - учение; - игра.

Немов. Труд, учение, игра и общение

Ананьев.

Ч. – субъект основных социальных деятельностей.

  1. Труд.
  2. Общение.
  3. Познание.

Общение – особый вид активности.

Гиппенрейтер.

Особенные виды д-ти.

В качестве примеров обычно приводят игровую, учебную и трудовую д-ть.

Но это же понятие можно применить к массе др. человеческих активностей: научная, спортивная, творческая д-ти…

ü Многие авторы в качестве отдельного вида выделяют – общение.

Есть разные подходы:

Общение – это вид д-ти.

- не д-ть, а вид активности на ряду с д-тью.

Труд.

- самый основной вид деятельности. Определяющая д-ть, т.к. б/я труду Ч. осуществляет д-ть.

Благодаря труду человек существует. В процессе труда человек производит продукт (материальный; духовный), который обеспечивает его нормальное существование и как личности, и как организма.

Климов.

Результативная сторона: создание материальных ценностей, роизводство информации, полезные действия по обслуживанию людей, упорядоченность социальных процессов.

Б/я труду осуществляется то, что обеспечивает нормальное состояние ж/д людей.

Труд – основа любого общества.

В трудовой д-ти воплощаются последние достижения науки и техники, реализуется потенциал людей; она постоянно развивается, совершенствуется.

Признаки трудовой деятельности (психологические):

1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата.

Если труд направлен на себя, завершается нормальное развитие личности.

2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели.

3. Сознательный выбор применения, совершенствования или создания орудий, средств к деятельности (предметные; функциональные).

4. Осознание межлюдских производственных зависимостей.

Имеют место когнитивные и аффективные моменты.

В 3-ем признаке выделяется операторный компонент (система операций).

В качестве предмета труда могут выступать люди, техника, природа, знак, художественный образ.

Классификация трудовой деятельности – Y х-ки:

по предмету труда:

- техника (человек-техника) – особое мышление, внимание, требования к восприятию, моторике;

- биологические системы (человек-природа) – важны отношения, оперативное мышление, моменты прогнозирования;

- знаковые системы – требования к мышлению, вниманию восприятию;

- художественный образ – должны быть способности, вкус;

- социальные системы (человек-человек) – умение общаться, чуткость, внимание.

Эти х-ки зависят от орудий труда, функциональный систем и предмета труда + от условий труда.

По мере изменения содержания профессии, меняется психологическая характеристика (развивается интеллект).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: