Процесс освоения деятельности имеет две стороны: содержательную (знания) и процессуальную (упражнения, навыки, умения и привычки).
Упражнения – это целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия. Благодаря упражнениям происходит закрепление способа действий. Они необходимы не только для выработки умений и навыков, но и для их сохранения. Без специальных систематических упражнений умения и навыки разрушаются и исчезают.
Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Благодаря навыкам сознание освобождается от функции контроля за выполнением деятельности или поведения и полностью может быть направлено на достижение поставленной цели.
Существуют различные виды навыков: двигательные, сенсорные, сенсомоторные, интеллектуальные, поведенческие, гигиенические.
Этапы формирования навыков:
1. Ознакомительный этап. Создаётся ориентировочная основа для создания навыка. Обучающийся узнаёт где, когда и с какой целью будет применяться навык, знакомится с приёмами и способами его выполнения.
|
|
2. Подготовительный (аналитический) этап. Происходит овладение отдельными элементами навыка, сопровождающегося неумелыми действиями, лишними движениями, напряжением внимания, слабым контролем за его выполнением.
3. Стандартизирующий (синтетический) этап. Отдельные элементы объединяются и совершаются слитно как единое действие, устраняются лишние движения, происходит автоматизация и совершенствование навыка.
4. Варьирующий (ситуативный) этап. Характеризуется пластичным и гибким применением навыка в новых ситуациях.
Выполнение автоматизированных действий всё же сопровождается контролем. Особенно это ощутимо если приходится выполнять действия, доведённые до автоматизма, в изменившихся условиях (например, ходьба в темноте). Следовательно, всякое доведённое до автоматизма действие «берёт на себя долю сознательного контроля».
Выполнение деятельности всегда предполагает взаимодействие навыков:
1. «положительный перенос навыка» - положительное влияние, выражающееся в более лёгком и быстром овладении новым навыком (например, овладение игрой на втором музыкальном инструменте; изучение второго иностранного языка);
2. интерференция навыка – обратное, отрицательное влияние одного навыка на овладение другим (например, переучивание).
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе может произойти деавтоматизация – утрата лёгкости, быстроты, плавности выполнения действия (например, письмо после каникул; езда на автомобиле после длительного перерыва).
|
|
Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Всегда опираются на знания. Умения бывают учебные, гигиенические, трудовые, спортивные, профессиональные и др. Умения образуются в результате координации навыков, объединения их в системы.
НАВЫК УМЕНИЕ УМЕНИЯ = ЗНАНИЯ + НАВЫК
Например: грамотное письмо = правила + навык письма
культурное поведение = нормы, принципы + поведение
Умение есть такое освоение деятельности, которое обеспечивает безошибочность и гибкость выполнения действия, гарантирующего надёжный планируемый результат. Отличительной особенностью умений является способность изменить последовательность выполняемых действий, характер операций без ущерба для результата. Умелый человек в разных, даже изменившихся ситуациях способен достичь высокого результата деятельности.
Привычка — это та часть деятельности человека, которая выполняется им механически, не преследует осознанной цели и зачастую не имеет продуктивного результата, т. е. не предполагает получение какого-то продукта. Привычками называют закрепившиеся в процессе деятельности и поведения движения, действия, приёмы и способы, осуществление которых стало для человека настоятельной потребностью. Если умение - автоматизированное действие, выполняемое с минимальным уровнем контроля сознания, то привычка - это внутреннее побуждение (потребность) индивида поступать (действовать, вести себя) определенным образом.
Физиологическую основу привычки образует динамический стереотип, формируемый как система условнорефлекторных связей в ответ на повторяющиеся условия.
Динамический стереотип – это достаточно устойчивое образование, и его «ломка» как изменение привычки может проходить весьма болезненно.
Привычки могут быть полезными и вредными. Они могу возникнуть как на основе специальных упражнений, так и случайно в результате подражания. Привычки могу быть деловыми, поведенческими, гигиеническими и функциональными.
Положительные привычки помогают человеку успешно выполнять деятельность, правильно вести себя в обществе, соблюдать моральные нормы, вести здоровый образ жизни. Отрицательные привычки, такие как курить, пить спиртные напитки, употреблять наркотики, сквернословить и т.п., пагубно влияют на человека, разрушают его психику и здоровье. Положительные привычки, чаще всего, приобретаются сознательно и целенаправленно. Отрицательные – случайно, непреднамеренно в результате подражания другим людям. Приобрести отрицательную привычку очень легко, а избавиться очень трудно.