Теория «Я»

Уильям Джеймс.

1890-е гг.

Предложил рассмотреть «Я» как двойственное образование, включающее:

«Я» – сознающее себя (активное «Я» = I);

«Я» – познаваемое (пассивное «Я» = Me);

Me – тело, мысли, идеи, чувства, воспоминания.

Здесь возникают индивидуальные различия:

– у одних область Me очень широкая (включают туда предметы, др. людей, пространство);

– у других – очень узкая (может ограничиваться только телом и даже тело может не включаться).

Критерий для определения широты/узости Me – реакция на посягательство, т.е. МОЁ – это то, при утрате чего я испытываю лишение, обездоленность.

4 составляющие Me:

1. Духовное «Я» – мысли, чувства, идеи;

2. Материальное «Я» – собственность, территория, объекты;

3. Социальное «Я» – статус, репутация, имидж;

4. Физическое «Я» – тело.

Идея двойственности я реализуется в акте самосознания путем дистанционирования этих 2-х элементов «Я».

Социологический источник.

Чарльз Кули, Джордж Мид.

Социологический интеракционизм (взаимодействие):

Человек существует не сам по себе, а во взаимодействии с др. людьми (интеракция).

Наше «Я» и др. люди образуют единство, целостность.

Наше «Я» отражает то, что о нас думают др. люди. Человек смотрится в других как в зеркало.

Психоанализ, Зигмунд Фрейд + Теория эгоидентичности Эрика Эриксона.

Фрейд.

«Я» или «ЭГО» у Фрейда – центральное звено психики, регулятор психической жизни.

Функция «Я» в психике – сохранять равновесие, гомеостазис, которые стремятся нарушить инстинктивные, бессознательные импульсы, идущие из «ОНО» (или «ИД»), с другими «СВЕРХ-Я» или («СУПЕРЭГО»); с третьей стороны – внешний мир.

Задача «Я» - быть искусным дипломатом.

Конфликт с…

… «ОНО» à невроз;

… «СУПЕРЭГО» à комплекс неполноценности;

…с реальностью à дезадаптация.

«Я» все время в диалоге. Оно одновременно направлено и вовне и внутрь себя, т.е. наше «Я» диалогично.

Эриксон.

Кроме того, наше «Я» стремится к самоидентичности, самотождественности; т.е. наш внутренний комфорт или дискомфорт напрямую зависят от того, ощущаем мы себя самими собой или нет. Достичь этой самоидентичности невозможно, мы все время лишь идем к этому.

Процесс самосознания по Бернсу – бесконечен.


Билет 27.

Структура «Я–концепции» (Р.Бернс), характеристика ее компонентов.

В зарубежной психологии понятия самосознания нет, но есть и активно развивается понятие, в первом приближении напоминающее самосознание.

«Я–концепция» – это совокупность всех представлений человека, установок человека относительно себя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: