Уильям Джеймс.
1890-е гг.
Предложил рассмотреть «Я» как двойственное образование, включающее:
– «Я» – сознающее себя (активное «Я» = I);
– «Я» – познаваемое (пассивное «Я» = Me);
Me – тело, мысли, идеи, чувства, воспоминания.
Здесь возникают индивидуальные различия:
– у одних область Me очень широкая (включают туда предметы, др. людей, пространство);
– у других – очень узкая (может ограничиваться только телом и даже тело может не включаться).
Критерий для определения широты/узости Me – реакция на посягательство, т.е. МОЁ – это то, при утрате чего я испытываю лишение, обездоленность.
4 составляющие Me:
1. Духовное «Я» – мысли, чувства, идеи;
2. Материальное «Я» – собственность, территория, объекты;
3. Социальное «Я» – статус, репутация, имидж;
4. Физическое «Я» – тело.
Идея двойственности я реализуется в акте самосознания путем дистанционирования этих 2-х элементов «Я».
Социологический источник.
Чарльз Кули, Джордж Мид.
Социологический интеракционизм (взаимодействие):
Человек существует не сам по себе, а во взаимодействии с др. людьми (интеракция).
|
|
Наше «Я» и др. люди образуют единство, целостность.
Наше «Я» отражает то, что о нас думают др. люди. Человек смотрится в других как в зеркало.
Психоанализ, Зигмунд Фрейд + Теория эгоидентичности Эрика Эриксона.
Фрейд.
«Я» или «ЭГО» у Фрейда – центральное звено психики, регулятор психической жизни.
Функция «Я» в психике – сохранять равновесие, гомеостазис, которые стремятся нарушить инстинктивные, бессознательные импульсы, идущие из «ОНО» (или «ИД»), с другими «СВЕРХ-Я» или («СУПЕРЭГО»); с третьей стороны – внешний мир.
Задача «Я» - быть искусным дипломатом.
Конфликт с…
… «ОНО» à невроз;
… «СУПЕРЭГО» à комплекс неполноценности;
…с реальностью à дезадаптация.
«Я» все время в диалоге. Оно одновременно направлено и вовне и внутрь себя, т.е. наше «Я» диалогично.
Эриксон.
Кроме того, наше «Я» стремится к самоидентичности, самотождественности; т.е. наш внутренний комфорт или дискомфорт напрямую зависят от того, ощущаем мы себя самими собой или нет. Достичь этой самоидентичности невозможно, мы все время лишь идем к этому.
Процесс самосознания по Бернсу – бесконечен.
Билет 27.
Структура «Я–концепции» (Р.Бернс), характеристика ее компонентов.
В зарубежной психологии понятия самосознания нет, но есть и активно развивается понятие, в первом приближении напоминающее самосознание.
«Я–концепция» – это совокупность всех представлений человека, установок человека относительно себя.