Мнение о драме г. Островского «Гроза»

Не имея возможности, по случаю отъезда моего в Москву, заняться подробным рассмотрением драмы г. Островского «Гроза», но, вместе с тем, считая для себя особенным удовольствием исполнить поручение Академии наук, которым ей угодно было почтить меня, – я должен ограничиться кратким отзывом об упомянутой пьесе.

Упадок драматической поэзии в современной эпохе не подлежит сомнению <...>. Ни в Англии, ни в Германии, ни во Франции давно уже не является таких пьес, которые могли бы по праву стоять в ряду истинно изящных произведений. <...> Везде мелодрама, и нигде настоящей драмы.

Вышесказанное не применяется к современной русской комедии, или, точнее, к пьесам г. Островского, так как в них единственно и нераздельно заключается вся наша комедия. <...> Он достойно продолжает дело Гоголя. Я не сравниваю их талантов: я говорю только, что в таланте сравнительно низшем бывают такие стороны, которые не выказывались в таланте много высшем. Так, в пьесах г. Островского есть нечто свое, особенное, что имеет вес после «Ревизора» и «Женитьбы» <...>.

Вторая заметка имеет в виду указать врожденную склонность г. Островского к драме. Он вступил в литературный свет с драматическою пьесой и до сих пор не изменил выбранному им поэтическому роду. <...>

Специальность г. Островского – поэтическое представление купеческого класса. Перемена во взгляде на характер явлений, которыми обнаруживаются сословные отличия, производила некоторую перемену и в характере представления, так что драмы автора, написанные в небольшой период времени, в течение десяти или двенадцати лет, выказали уже несколько направлений.

Первая его комедия, «Свои люди – сочтемся», принадлежащая к числу самых блестящих литературных дебютов, изображает сущность купеческого класса, насколько она раскрывается в семействе и торговле. Следовательно, это комедия нравов известного сословия в известную эпоху, комедия общественная, образцы которой даны у нас Фонвизиным, Капнистом, Грибоедовым, Гоголем. <...>

Как бы испугавшись темного колорита своей первой пьесы, автор отступил назад, и – подобно Гоголю, нарисовавшему во 2 томе «Мертвых душ» несколько идеальных лиц светлой стороны русского общества, – решился также создать идеалы, которые долженствовали примирить публику с тем сословием, в жизни которого так много комического, и комизм так часто разрешается трагическим концом <...>. Плодом такого воззрения автора были пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок, «Не так живи, как хочется».<...>

В новой своей пьесе «Гроза» Островский <...> не покинул выбранной им специальности – поэтического представления купеческого быта в существеннейших его проявлениях; но его не стесняла уж более намеренная постановка вопроса, не обязывало ни желание выставить одни темные стороны <...>, ни желание отыскивать идеалы. <...> Действительность является именно такою, какова она на самом деле: в смешении нравственного и умственного безобразия с красотою души и сердца. И в этой невымышленной действительности, с одной стороны – исключительная преданность обычаю, как святому, непреложному догмату, обоготворение старины, понимаемое не иначе, как в виде ненависти ко всему новому, свежему, молодому; с другой – желание вырваться из душной атмосферы обычной, обрядовой жизни и заявить законное действие жизни, кипящей избытком сил. <...>

В пьесе г. Островского, носящей имя «Грозы», действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех <...>.

В заключение замечу, что драма «Гроза» принадлежит <...> к той школе драматической, которая, по моему понятию, единственно законна в настоящее время. <...> Я называю эту школу двумя именами: историческою, потому что она относится ко всем явлениям так же, как история к явлениям прошлой жизни, и физиологическою, потому что она изображает отправления нравственной и духовной жизни, как физиология рассматривает действия органов. Такая поэзия не влагает в жизнь того, чего в ней нет <...>. Дело поэзии созерцать действительно существующее, в этом действительно существующем подмечать законы явлений, их сущность, их идею, и схваченную идею выражать по-своему, конкретно, т.е. влагая ее в созданный творчеством образ.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое место отводит критик Островскому в современной литературе?

2. В чем видит особенное положение «Грозы» в творчестве писателя?

3. Как увязываются объективность изображения русской жизни в пьесе и двуплановость ее драматического пафоса?

4. Согласны ли Вы с определением школы, к которой, по мысли критика, относится «Гроза»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: