Философия А. Радищева и М. Ломоносова

Предмет философии, по Радищеву, — мир в целом (космос, Вселенная). Задача философских изысканий — выработать представления о материальности, сознании, толкование природы идеального (психического), проблем смертности и бессмертия человека, познания им внешнего мира.

Сильная тенденция к материалистическому (реалистическому) монизму нередко сочеталась в рассуждениях Радищева с выраженными элементами деизма и дуализма, с построениями в пантеистическом духе. Согласно Радищеву, в глубине веков, в "пучине пространства" имело место "нечто недостаточно организованное", "хаос". При этом "целое" и вместе с тем "бесконечное бытие" Радищев рассматривал как материал для "творческой силы" (Бога). Эта сила сообщила "вещественному материалу" некий "первый мах", который привел к "первосдвигу", а затем и "постоянству колебаний и движений", заполнивших мировое пространство, "объединивших" частицы, ставшие основанием формирования земной тверди, ее разнообразных форм. Если Бог есть нечто всемогущее, абсолютное, всесильное, то тогда Бог — это Природа, которая всемогуща, абсолютна, всесильна.

Человек, его сущность, место и роль в мире — центральная проблема миропонимания Радищева, основная тема его главного философского сочинения «О человеке, о его смертности и бессмертии», который он написал в сибирской ссылке, рассматривается «картина человека» под углом его природных связей. В этом произведении он подчеркивает способность человека видеть во всем, в том числе и в самом себе, присутствие Бога, и при этом он воспроизводит доказательства и в пользу смертности души, и в пользу ее бессмертия.

В 1-й книге этого трактата ставится комплекс задач из области антропогенеза.

Во 2-й — раскрываются некоторые важные возможности сравнительно-исторического метода, выявляется природа живого, связанного с элаборацией — законом превращения "простых", "несложных" сил в силы сложные, "тончайшие".

Истолкованию характера "человеческой мысленности", природы психического, идеального, духовного и душевного посвящена 4-я кн.

Развивая идею единства мира, Радищев считал, что человек един не только со всеми людьми, но и с неорганическим и органическим миром, с космосом, с которым он связан единством состава и характером законов, формами непреходящего существования и даже "влитого разума".

Вместе с тем он подчеркивал особенности человека по сравнению с миром живых существ:

1) вертикальный образ хождения,

2) "истинное отличие человеческого мозга", несравнимо возвысившего разум человека,

3) речь

4) стремление к совершенствованию условий и самого себя,

5) способность к трудовой деятельности благодаря развитию руки.

Радищев пытался противопоставить метафизике в ее механистическом и органистском вариантах принципы динамичной антропологии, о чем свидетельствует его частое обращение к эволюционной лексике.

Его самое знаменитое и яркое произведение — «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие. Он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: