Этика человеческих отношений

Круг заповедей новозаветного закона включает в себя требования к свойствам человеческих взаимоотношений. Главная мысль большинства из них – понимание высокой ценности другой человеческой личности. И в силу этого – невозможность гнева, осуждения, и напротив – необходимость примирения, прощения, любви и проч. Все эти нравственные правила исходят из одного наиболее общего и, можно сказать, в нем одном заключаются: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). Эта заповедь не является новой, и подчас многие этические системы не включают ее из-за тривиального содержания. Главное в ней то, Кто ее высказал. Эта заповедь подводит итог, резюмирует все вышесказанное, и прежде всего о человеческих отношениях, что дает возможность слушателям и читателям внимательней всматриваться в то, чего сами бы они хотели от этих отношений.Из всех этических заповедей, раскрывающих взаимоотношенческие смыслы, наиболее органичны и потому не требуют особых пояснений – заповеди о неосуждении и прощении. Относительно неосуждения Христос предлагает объяснение этой заповеди, гораздо более нравственно глубокое, чем заключающееся в рамках простой справедливости, да еще и перенесенной в будущее («не судите, да не судимы будете...»). Он еще объясняет, что любой такой суд – неправеден, ибо у каждого находятся грехи не меньшие, чем у другого. Грехи, не позволяющие в верной перспективе видеть и свою, и чужую греховные структуры. О прощении: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15). В этом нравственном указании больше обращенности к личной свободе, чем в предыдущем, потому что и по форме оно больше носит условный (если..., то), чем императивный характер. В неосуждении все же может ощущаться некоторый элемент безразличия, в то время как в подлинном прощении всегда содержится благородство и самоотверженная нежность.То же внутреннее содержание, но выраженное более императивным образом, содержится в связанных друг с другом заповедях о безгневии и примирении: «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...». Здесь следует отметить чрезвычайно жесткое и непримиримое отношение Иисуса Христа к состояниям гнева и немирности. Вообще всем этим взаимоотношенческим проявлениям, как видно из Евангелия, Христос уделяет очень большое внимание, большее, чем чему-либо еще (особенно осуждению). Это и понятно, потому что в них выявляется конкретность содержания центральной заповеди – о любви к ближнему, которая, вместе с любовью к Богу, по слову Самого Христа, составляет суть всего «закона и пророков». Нарушение заповеди выводит нарушителя из числа представителей «новой твари»; это значит, что он не ставит ее для себя в центр нравственной жизни и тем самым лишается достоинства быть чадом Божиим другом и учеником Христовым. Не случайно, возвращаясь к этой заповеди, Христос так часто употребляет слово «брат», подчеркивая тем, что все люди реально объединены узам близкого родства. В жизненном воплощении этой заповеди, по нравственному заданию Христа, нет предела, она резко превосходит естественные возможности и представления. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших».По-настоящему нравственное движение к единению с другими почти неизбежно связано хотя бы с некоторым преодолением себя и этого же взыскует от других. Самоотвержение –один из ведущих нравственных евангельских принципов и по преимуществу – в человеческих отношениях. Именно потому, что одним из принципов развития падшего человечества стал принцип индивидуализации, движение к единству предполагает как необходимое условие, отвержение въевшегося в падшую природу индивидуализма. Преодоление собственного индивидуализма одновременно связано со снисходительностью к трудностям чужого индивидуализма. Это и есть одна из главных личностных «тягот» или «немощей», о которых говорит апостол Павел: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». Одна из первых и главных задач самоотвержения – искоренение практики осуждения.Стремление к межличностному единству, самоотверженность, неосуждение, проч. переходит из области возможного в область действительного лишь в контексте искания и делания добра. Первый принцип: «не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян.15:29). Это требование носит отрицательный характер (не делайте), но за ним открываются контуры положительного добра. Его основной нравственный мотив – живое и ответственное научение положительной этике: «хочешь научиться понимать, что есть добро для других – познай это из того, что есть добро для тебя». В своем высшем развитии этическая практика реализуется в служении. Одна из его форм – взаимоотношения детей и родителей. В условиях христианского нравственного строя они описываются в категориях любви (послушание, почитание и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: