Этика семейной жизни

Центр семейной жизни - это, безусловно, супружеские отношения. Супружеские отношения, создают семью. Результат супружеских отношений - дети, создающ. и прочие типы отношений, но главными остаются взаимоотношения родителей и детей. Супружеская жизнь откр. еще в раю по замыслу и промышлению Бога. "…Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственно ему, … и будут два плоть одна" (Быт. 2,18,21-24). И прежде, говорится: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт.1,27-28) – эта заповедь дана до грехопадения и могла реализоваться без малейшего греховного налета. По грехопадения праотцев искаженность пронизала все функции человеческой природы, и даже на супружеских отношениях остался налет греха. Св. Церковь освящает брак: "Брак честен… и ложе нескверно". Библейское осознание высоты взаимоотношений мужа и жены свидетельствует, о возможности реализации Божественной заданность любви. Осуществленная любовь - переживается как счастье, неосуществленная - как трагедия. В христианстве брак - явление духовно-нравственного рода, и потому в Церкви осуществляется как таинство. Брак в норме и идеале есть осуществленная любовь и явление церкви ("где двое или трое собраны…" - Матф.18:20). И как осуществленная любовь брак есть реальное воплощение заповеди, то есть смысла нравственной жизни. "Одна плоть", - это возможное раскрытие в браке полноты совершенного человека. До грехопадения это было людям как дар. По грехопадении, это единство стало искомым и трудно достижимым, т.к. главным искажением человеческой личности в сторону индивидуализма, поиска "своего". Любовь, направленная к другому "Я", видящая в нём главную ценность для себя, вынуждена преодолевать свое индивидуалистическое "Я". Это преодоление себя, есть один из нравственных процессов, осуществляемый в браке наиболее органично. Так в семье сами собой вырабатываются христианские добродетели, как смирение и терпение. Важнейшее условие духовно-нравственной жизни - самоотвержение - так-же начинается с семейной жизни, а иначе либо семья распадается, либо один из супругов попадает под волю другого. Юношеская влюбленность, которую вступающие в брак считают основой семейной жизни, становится не более чем начальным психологическим моментом влечения, быстро проходящим и не имеющим нравственного содержания; т. о., первое самоотвержение это поиск подлинных смыслов семейной жизни. Семья - живой движущийся организм; он может двигаться и к распаду. Слова апостола "друг друга тяготы носите…" (Гал.6:2), - самым очевидным образом относятся к супружеской жизни. Здесь главное в том, что разные личности с разными характерами будут сочетаться в новое органическое единство. Соответствие должно состоять не в том, что им следует быть очень похожими, но в том, что чужая непохожесть будет радостно приниматься, и твоя личность будет входить в динамическое согласие (симфонию) с другой, и т. о., будет осуществляться органичное движение. Двигателем, этого движения будет любовь супружественная. Подлинная супружеская любовь, как и всякая подлинная любовь, имеет, прежде всего, небесный характер и содержание. Она укоренена в Боге и небом питается. Любящие люди, направляемые внутренним "сердцем" божественной любви, раскрывают лучшие личностные особенности друг в друге и друг для друга, а личность проявляется в наиболее светлых, а то и святых возможностях. При равенстве мужского и женского пола "во Христе Иисусе" христианское нравственное сознание отмечает и некоторые различия во взаимоотношениях мужа и жены. По ап. Павелу: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу… Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь…» (Еф.5.22-33). Итак, можно видеть, что любовь мужа должна иметь характер ответственного служения, и потому он обязан быть "во главу жены", а не по другим причинам, обычаям и юридическим нормам. И это "убоится" жены по отношению к мужу выстраивает тот нормальный Божественный тип супружеского единства, в котором жене подобает почетное, но 2-е место, по повелению Бог и, потому, что жена от мужа, а не муж от жены. Т. о., любовь жены должна иметь характер уважительного послушания. Как и во всех других типах отношений, взаимоотношения детей и родителей в условиях христианского нравственности описываются в категориях любви. Эта любовь - не то, что в современности раскрывается как генетически обусловленная привязанность, что не грешно, но и не представляет собою ничего нравственно-ценного, и даже тогда, когда носит характер некоторого самоотвержения (особ. со стороны родителей). Как и во всей нравственной жизни, здесь необходимо видеть подлинную мотивацию, которая обретается только в полноте объективного религиозного сознания. Религиозные нравственные обязанности детей по отношению к родителям регламентируются и Ветхим Заветом: «Почитай отца твоего и мать твою» (Исх. 20.12). Заповедь особого почитания детьми своих родителей, оберегает их от возможного панибратски демократического равенства, который столь характерен для нового времени, и в котором еще неизвестно, кто более виноват - дети или их родители, не воспитывающие в своих детях должного почитания. Обычно родители ищут от детей не почитания в точном смысле слова, а просто послушания своим пожеланиям, порой и самодурству. Почитание есть особый род уважения, связанный с осознанием тех лиц, которых почитаешь, выше и значительней себя. Оно не обязательно может имеет религиозный характер, но лишь в религиозном сознании оно приобретает совершенный смысл, ибо выражает собой образ идеи "сыновства". Кто с

детства приучен к почитанию родителей, естественнее переходит и к почитанию Бога и к переживанию Его именно как небесного Отца. В связи с этим отношения родителей и детей имеют нравственное содержание, исходящее как из смысла этой ветхозаветной заповеди, так и из более общей заповеди любви. Но простое наблюдение показывает, как часто и сильно эта любовь связана с эгоизмом, так часто детки почитают возможным "тянуть" со своих родителей, а родители нередко потакают этому греху. В родительской же любви чаще всего встречается более или менее сильный искажающий ее налет "собственничества"; это особенно становится заметным

при вступлении их "ребенка" в брак; это едва ли не главная причина, по которой так трудно складываются отношения у свекровей со своими невестками и у тещ со своими зятьями; бессознательно (а порою и сознательно) они стремятся разрушить брак, чтобы их "дитя" вновь безраздельно принадлежало им. Этот грех чаще встречается у матерей, чем у отцов. Подлинная любовь не только свободна, но и дает свободу любимому, лишь бы это не было поводом для греха. Наиболее ответственной должна быть любовь родителей, т.к. родители должны будут

дать на суде Божием ответ за своих детей. И этот ответ будет непостыдным лишь в том случае, если родительская любовь окажется укорененной на небе. Подлинное воспитание - есть, прежде всего, питание нравственной пищей слова Божия, а подлинное образование всегда образовывает по "образу Божию". Воспитывая детей, необходимо все время держать свою руку на их "нравственном пульсе". Самое существенное - это дать детям пережить встречу с Богом, а затем помочь им выстроить в их душах чистую систему нравственных ориентиров. В поведенческом отношении, требуется воспитание подлинного благочестия в отношении к Богу и к церкви и доброго отношения к людям. Разумеется, параллельно с этим необходимо воспитание отвращения к отрицательным духовным и нравственным явлениям. Главная и понятная детская добродетель - послушание. Правда, детям не всегда понятны нравственные мотивы послушания. Часто ценность послушания определяется родителями исключительно из желания «легкой» жизни или власти. На самом деле, послушание необходимо воспитывать как способ противостояния главному злу падшего естества - своеволию и ложного понимания свободы. Послушание влечет за собой и ряд других добродетелей, таких, как смирение, доброжелательность и ответственность.

Обучение молитве детей, научение их смыслам молитвы и радости Богообщения, рассказы из священного писания и из добрых и понятных примеров житий святых мужей и жен (да и

детей), научение вере и пониманию того, что нравственно, а что безнравственно (что хорошо и что плохо) - вот что должно быть предметом и содержанием родительских бесед, питающих и воспитывающих детские души. Задача воспитания - в научении верному ориентированию в нравственном море жизни, и в этом смысле свое место могут иметь и такие методы, как нака-

зание - порою даже довольно сильное, и поощрение, - но так, чтобы не оно стало целью и мотивом доброго поведения. В конечном назначении целью всех воспитывающих действий должно быть образование в душе ребенка того образа Божия, смыслом и содержанием которого становится любовь. Если главная заповедь - есть заповедь любви, то и основное пространство нравственных отношений между родителями и детьми - это пространство любви; но соответственно - это же и есть главное пространство всевозможных искажений, и не только между родителями и детьми, но и в человеческих отношениях вообще.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: