Скульптура Древнего Рима

 
Еще один известный портрет (I в. до н. э.) знаменитого полководца Помпея (Копенгаген, Ню-Карлсбергская глиптотека). Перед нами немолодой человек с некрасивым, но значительным лицом. В чертах лица мастер показал индивидуальность облика полководца и раскрыл различные стороны его характера: человека лживого душой и честного на словах. Портреты этого времени изображают почти исключительно мужчин, и, как правило, очень пожилого возраста. Портретные изображения женщин, юношей, детей встречаются лишь на надгробных стелах. В женском образе проявляется характерная особенность римского искусства: отсутствие всякой идеализации, главным в портрете становится точность передачи изображаемого типа. В самой культуре Рима складывались предпосылки для правдивого, реального изображения человека в искусстве. Это очень хорошо видно в бронзовой статуе оратора, поставленной в честь политического деятеля Авла Метелла (Флоренция, Археологический музей). Он изображен в простой и естественной позе, создается впечатление, что Метелл говорит перед собравшимися слушателями. Мастер помнил, что перед ним свободный римлянин, который значителен самим своим положением гражданина и не нуждается в идеализации. Однако при скульптурном изображении римских императоров принцип беспристрастности нарушался. Высеченная из мрамора статуя Октавиана Августа, первого римского императора, прославляет его как полководца и правителя государства (Рим, Ватикан). Образ властителя олицетворяет силу и мощь Рима, который, как считалось, был призван господствовать над другими народами. Поэтому скульпторы в изображении императоров при сохранении портретного сходства прибегали к сознательной идеализации. Образцом для подражания им служили греческие статуи V — IV вв. до н. э., в которых римлян привлекали пафос, простота формы и красота пропорций. Гордая и величавая поза Октавиана Августа, выразительный жест его руки придают статуе монументальный характер. Плащ эффектно переброшен через руку, жезл символизирует власть полководца. Август облачен в панцирь, который украшают рельефные изображения. Могучая фигура с атлетически развитым телом и обнаженными мускулистыми ногами напоминает статуи греческих богов и героев. У ног Августа скульптор поместил Амура, сына богини Венеры, от которой якобы вел свое происхождение род Августа. Черты лица Августа переданы правдиво, но его облику придано выражение мужественной прямоты и честности, в нем подчеркнуты качества идеального гражданина, хотя, по свидетельствам историков, Август был осторожным и жестоким политиком. В портретных образах, созданных римскими мастерами на протяжении I - IV вв., отразились эстетические вкусы, идеалы римлян, особенности их мировоззрения. Роль римского портрета в истории мирового искусства определяется его глубокой жизненной правдой, утверждением реализма в изображении человека. Все дальнейшее развитие портретной скульптуры во многом основано на творческом наследии римских мастеров. С подлинным реализмом запечатлен облик императора Веспасиана. Скульптор правдиво изобразил крупную, тяжелую голову императора, неприятный, сверлящий взгляд маленьких, глубоко посаженных глаз, массивный подбородок. Черты лица передают характер императора: его волю, деловитость, практицизм, хитрость и ум. В поисках жизненной правдивости скульпторы не останавливаются и перед разоблачением самых низменных качеств в человеке. Утверждение жизненных черт в портрете сопровождается новыми художественными приемами пластичной манерой обработки мрамора. Эту манеру римляне за­имствовали у эллинских скульпторов. Таков портрет знатной римлянки (Рим, Капитолийский музей). Гордый поворот головы и высокая модная прическа придают портрету парадное великолепие. Угождая вкусу заказчицы, скульптор остается предельно правдивым. В облике дамы угадывается чувство превосходства, гордое сознание своей привлекательности, постоянная привычка повелевать. Стремление к индивидуализации образа порой доходило до гротеска, как, например, в портрете представителя среднего сословия, богатого вольноотпущенника, ростовщика, хитрого дельца из Помпеи Люция Цецилия Юкунда (Неаполь, Национальный музей). Позднее в скульптурных портретах второй половины II в. еще больше углубился индивидуализм. Появились черты одухотворенности, само углубления, утонченности. Пассивное, меланхолически-созерцательное настроение подчеркивалось трактовкой глаз резко обозначенными зрачками. Таков портрет «Сириянки», молодой женщины восточного происхождения (Санкт-Петербург, Эрмитаж). В неправильных чертах лица привлекает хрупкая нежность и женственность. В изменяющемся от освещения выражении лица сквозит еле заметная улыбка с оттенком иронии. При изменении точек зрения улыбка исчезает выступает оттенок грусти и усталости. К лучшим произведениям этой эпохи принадлежит и знаменитая конная статуя императора Марка Аврелия. Она была отлита из бронзы около 170 г. В XVI в. великий Микеланджело поставил эту статую в центре созданной им площади на Капитолийском холме в Риме. По ее образцу были в дальнейшем исполнены конные монументы во многих странах Европы. Скульптор изобразил Марка Аврелия в скромном плаще, без императорских отличий. Проживший жизнь в походах, Марк Аврелий изображен в тоге одежде римлянина. Образ императора воплощение гражданственного идеала и гуманности. В его задумчивом лице угадывается высокая интеллектуальная культура. В портрете Марка Аврелия автор раскрыл настроение человека, который остро ощущает противоречия окружающей действительности и стремится уйти от них в мир мечты и личных переживаний. В этом образе обобщаются черты мировоззрения, характерные для всей эпохи, когда в римском обществе все больше распространяются разочарования в жизненных ценностях. Впервые в истории мирового искусства римские мастера приблизились к пониманию сложности и противоречивости душевной жизни человека. В их работах находит своеобразное выражение конфликт между личностью и обществом, порожденный глубоким экономическим и социально-политическим кризисом, в который вступает Римская империя в этот период. Постоянная смена императоров сопровождалась ослаблением могу­щества государства. Особенно тяжелый и острый период кризиса приходится на середину III в., когда Римская империя буквально находилась на грани развала и гибели. Отражения грозных событий эпохи видны в рельефах, украшающих римские саркофаги III в. На одном из них запечатлена сцена битвы между римлянами и варварами. Фигуры сражающихся заполняют всю стенку саркофага. В это время решающую роль в жизни Рима играет армия. Она становится единственной опорой императорской власти. И как образцы этого времени в портретах появляются грубые и жестокие лица властителей Рима, лишенные всякой идеализации. В мраморном бюсте императора Каракаллы (Неаполь, Национальный музей) нет спокойного величия и сдержанности. Гневно сдвинуты брови, тяжелый, подозрительный взгляд исподлобья, упрямо сжатые губы — все это заставляет почувствовать беспощадную жестокость и каприз­ную раздражительность Каракаллы. Это образ мрачного тирана. Образы, созданные скульпторами III в., вобрали в себя взгляды и мысли людей, их отношение к миру. Так, в портрете императора Деция Траяна (Рим, Капитолийский музей) скульптор раскрывает в чертах лица настроения людей своего времени. Искаженное гримасой душевной боли лицо императора несет в себе отпечаток трагических противоречий гибнущей античности. Всеобщая неуверенность в будущем, сознание бессилия человека перед враждебным ему миром характерны для духовной жизни Рима в последнем столетии существования империи. Римское искусство завершило большой период античной художественной культуры. В 395 i. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Разрушенный, разграбленный варварами в IV—VII вв. Рим опустел. Но традиции римского искусства продол жали жить. Художественные образы Древнего Рима вдохновлял мастеров Возрождения, к героическому и суровому искусству Рима обращались крупнейшие мастера XVII—XIX вв.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: