Достоинства существующей архитектуры:
• ездить надо в одно место,
• можно задать вопрос по процедуре получения любой из 166 услуг,
• сохраняется важная для многих возможность «поговорить с живым человеком»,
• часть документов получают «за вас».
Недостатки существующей архитектуры:
• все же надо ездить и иногда далеко, что часто сложно,
• при этом ездить не в ведомство, для контакта с реальным ЛПР, а к оператору,
• есть очередь,
• предоставляют не все услуги,
• мобильные МФЦ бывают не каждый день, …
противоречит принципам ЭП («Приближать услугу к
гражданину, а не гражданина к услуге»)
Дополнительно проявившиеся недостатки архитектуры МФЦ в структуре ЭП
Часто действовал принцип не «одного окна», а «одной двери»:
заявитель был обязан
• предоставлять документы, необходимые для получения услуги, и получать результат услуги только в соответствующем государственном или муниципальном органе, а также
• лично взаимодействовать с уполномоченными представителями государственных или муниципальных органов для совершения отдельных действий и процедур. Даже сдав документы в МФЦ, за результатом услуги гражданин все равно должен был обращаться в орган власти. Это касалось вопросов недвижимого имущества, защиты прав потребителя, ФМС, и ряда других областей/ведомств.
(и МФЦ были вынуждены размещать на своей территории сотрудников этих
органов власти).
В дополнение ко всему, законодательство строго ограничивало список получателей имеющейся у них информации (о гражданах, предприятиях, объектах собственности, земельных участках и др.), включая публичную, персональную, коммерческую.
Сотрудники этих органов не стремились выполнять запросы «третьих лиц» типа МФЦ и ЭП, которые не входили в их обязанности.
5.
861 ФЗ
Группировки услуг на портале (на август 2012 г.)
По типам потребителей:
• Физические лица
• Предприниматели
• Иностранные граждане
• Юридические лица
По признакам применения:
– Ответственные ведомства (18)
– Популярные (20)
– Категории (22 содержательные, например: «Гражданство, регистрация, визы», «Социальное обеспечение», и др.)
– Жизненные ситуации (6 типов ситуаций с подтипами, например: «Достижение пенсионного возраста» (4 подтипа), «Переезд, миграция» (2 подтипа))