В результате изучения юридически профессионально направленной дисциплины «Риторика» студенты-юристы должны:
а) иметь представление:
– об основных исторических этапах становления риторики как части лингвистической науки;
– об известных ораторах античного и современного мира, а также о периоде становления ораторского, в том числе и судебного искусства в России;
– о целевой направленности юридической речевой деятельности, её видах и структуре;
– о коммуникативных и литературных нормах юридического публицистического дискурса;
– об основах полемического искусства;
б) знать:
– функциональные разновидности современного русского литературного языка и их жанровые особенности;
– историю и традиции русского красноречия, в том числе и судебного;
– лингвистические и экстралингвистические признаки судебной речи;
– особенности защитительной и обвинительной речи;
– условия эффективной речевой юридической коммуникации;
– логические, психолого-педагогические и этико-эстетические основы ораторского мастерства;
– способы убеждения в различных ситуациях делового общения;
– основные риторические тропы и фигуры, используемые в судебной речи;
– правила речевого этикета;
б) уметь:
– анализировать тексты речей известных античных и отечественных судебных ораторов;
– грамотно использовать вербальные и невербальные средства языка, в том числе и выразительные;
– композиционно правильно строить выступление при подготовке к публичному выступлению в соответствии с его целями, задачами, мотивационной направленностью и с учётом участников коммуникативного акта;
– взаимодействовать с аудиторией различного типа и распознавать манипулятивное речевое воздействие в воздействующих целях;
– владеть основными способами аргументации и приёмами опровержения в полемике;
– эффективно владеть голосом, ясно, чётко, правильно и понятно оформлять устную речевую коммуникацию;
– вести себя корректно, в соответствии с принятыми в обществе правилами речевого этикета;
– давать анализ своего и чужого публичного выступления;
– пользоваться научной, научно-методической и справочной литературой;
в)иметь навыки
– составления, редактирования и анализа текста публичной речи;
– публичного выступления перед аудиторией;
– эффективного использования вербальных и невербальных средств языка;
– культуры устного речевого общения;
– отбора аргументов в целях отстаивания собственной позиции и ведения публичной дискуссии.
Вариативная (профильная) дисциплина «Риторика» изучается согласно рабочему учебному плану во втором семестре первого курса очной формы обучения – специальность 030900.62 Юриспруденция.
В учебно-методическом комплексе, помимо рабочей программы по дисциплине «Риторика», предлагается изучение восьми тем, а также даны примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации, вопросы для подготовки к зачёту, список рекомендуемой научной, научно-методической, учебной и словарной литературы.