Формирование списка событий

Цель данного этапа — сформировать исходный, дос­таточно полный список наиболее важных, с точки зрения опрашиваемого, событий его жизни, включая события хронологического прошлого и будущего.

В целях смягчения эффекта биографической защиты в каузометрическом опросе в самом начале оговаривается, что опрашиваемому не нужно будет сообщать ничего, о чем он не хотел бы рассказывать. Но предлагается быть предельно откровенным перед самим собой для получения максимальной пользы от анализа. Для этого названия событий опрашиваемый может формулировать таким образом, что содержание их будет понятным только ему самому (условными знаками, рисунками). Психолог же общее содержание события может узнать по обозначенным сферам (процедура «обозначение сфер принадлежности»).

Инструкция. «Приступим. Вам предлагается проанализировать» некоторые события вашей жизни. Чтобы мы пра­вильно понимали друг друга, давайте договоримся о значении самого слова "событие". Событием мы будем считать любое изменение в вашей жизни. Это может быть изменение в вашей семейной жизни, на работе, в учебе, в общении с друзьями, в состоянии здоровья, во внутреннем мире (мыслях, чувствах, ценностях). Или же это может быть изменение в обществе (воина, выборы президента) или в природе (землетрясение, закат солнца), если одновременно это событие является и вашим личным событием. Итак, любое изменение — это событие. Причем, говоря "событие", мы всегда будем подразумевать некоторое конкретное изменение, происходящее мгновенно или достаточно быстро. Лучше формулируйте название события в единственном числе, так как это конкретное изменение. Если вы сформулируете название события во множествен­ном числе, это уже будет объединение нескольких событий. Поэтому будьте внимательны. Если же речь будет идти о каком-либо длительном периоде жизни, то предлагается выделить либо начало этого события, либо завершение».

После того, как психолог убедился в том, что опрашиваемый понимает слово «событие», он просит его выделить и обозначить на отдельных карточках 15 наиболее важных событий его жизни. Для облегчения работы не следует сразу просить опрашиваемого выделить все 15 событий. Лучше в начале попросить выделить пять важных событий, затем — еще пять и, наконец, — последние пять.

Инструкция. «Представьте себе всю свою жизнь. Попытайтесь увидеть ее целиком: от начала — до конца, от рождения до ожидаемой продолжительности жизни. В вашей жизни было много событий, много еще впереди. Попробуйте найти (для самого себя) пять самых важных, по вашему мнению, событий своей жизни. Учитывайте, что это могут быть и уже прошедшие события, и те, которые вы ожидаете в будущем. При выделении событий хронология не имеет значения. Не обязательно выделять вначале про шедшие, затем будущие события. Последовательность прошедших и будущих событий может быть разной. Выделяйте их в той последовательности, в какой они будут приходить к вам в голову. При выделении событий постарайтесь учесть изменения в самых разных сферах. Название каждого события запишите на отдельной карточке. Формулировка на звания может быть любой. Будьте откровенны перед самими собой. Поэтому если у вас есть значимые для вас события содержание которых вы не хотели бы сообщать, вы их мо жете обозначить каким-либо условным словом, символом рисунком. Главное требование — чтобы вы сами хорошо помнили, какие события обозначены на той или иной кар точке, поскольку вам еще нужно будет работать с ними».

Опрашиваемому предлагается пять пронумерованных карточек (№ 1—5), на которых он пишет названия событий в той последовательности, в которой они приходят ему в голову. Затем психолог предлагает следующие пять карточек (№ 6—10) и просит написать на них еще пять важных событий. И, наконец, предлагается написать еще пять событий на карточках № 11 — 15.

Благодаря нумерации карточек можно легко восстановить последовательность написания событий, что пригодится при обработке и анализе данных. Нумерация производится в правом нижнем углу карточки (рис. 4-2).

А № х ВЭО Сф   Название события дата Rz Rs ЦА № п/в Б +2 С,П   Рождение 15.09.1970  

Рис. 4-2. Образец заполнения карточки с событиями: А —схема заполнения, Б —заполненная карточка Н. Условные обозначения: № х—хронологический но­мер события, Rz — ранг личной значимости, Rs —-ранг социальной значимости, ВЭО — вербальная эмоциональная оценка, Сф —среда принадлежно­сти, ЦА —цветовая ассоциация, № п/в —номер по­рядка воспроизведения события.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: