В основу цветового теста событий положены идеи, проверенные и примененные A.M. Эткиндом (1985) в разработке цветового теста отношении (Цветовой..., 1995). Их можно кратко сформулировать следующим образом. Во-первых, цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь подтверждена во многих психологических исследованиях и используется в ряде психодиагностических методов (тесты Роршаха, Люшера, Фрилинга, методика Шварца-Дорофеевой и др.). Во-вторых, приятные (непротиворечивые) объекты отношения человек ассоциирует с приятными для него цветами и, наоборот, неприятные (противоречивые) объекты и отношения — с неприятными цветами. В-третьих, расхождение между данными цветовых ассоциаций и вербальными оценками указывает на противоречивое отношение человека к данному объекту или понятию. В-четвертых, цветовые ассоциации выявляют достаточно глубокие, частично или полностью неосознаваемые компоненты отношении, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вербальной системы сознания (оценок).
|
|
Цветовой тест событий опирается на указанные 4 положения. Обработка результатов проводится следующим образом.
Рангам цветов по привлекательности (приятности) "для себя" приписываются эмоциональные баллы: первым трем цветам в раскладе — положительные (+3, +2, +1), последним трем цветам — отрицательные (-3, -2, -1). Цветам, которые занимают в середине 4—5 места, приписывается нейтральный эмоциональный знак — «О». Например, если цветовой выбор опрашиваемого следующий — 5, 1, 2, б, 7, 3, 0, 4 (фиолетовый, синий, зеленый, коричневый, черный, оранжевый, серый, желтый), то эмоциональные баллы определяются следующим образом:
Расклад цветов по предпочтению | ||||||||
Баллы | + 3 | + 2 | + 1 | -1 | -2 | -3 |
В табл. 4-2 в графу ЦА заносятся цветовые ассоциации согласно номерам цвета в тесте Люшера; в графу НЭЗ эмоциональные баллы события согласно цветовым ассоциациям.
Психолог при необходимости может проверить согласование вербальных и невербальных оценок события. Рассогласование оценок указывает на конфликтогенность события в жизни человека, которая может быть и не осознана (вытеснена).
Картина жизненного пути многоцветна. На собственном опыте каждый знает, чем отличается серая жизнь от яркой, золотые деньки от черных дней, синь воспоминаний от темного прошлого, розовые надежды от мрачных предчувствий. Цветовые предпочтения в тесте Люшера выявляют, по существу, идеальную расцветку картины жизни, то, в каких красках человек хотел бы видеть свою жизнь. Цветовые ассоциации событий указывают на реальную окраску картины жизненного пути, то, в каких красках человек видит свою жизнь в реальности. Сравнение идеальной окраски с реальной позволяет косвенно судить о степени принятия жизни: одно дело, когда она видится в желанных тонах, совсем другое — когда в нежеланных.
|
|
Предположение о том, что эмоциональная оценка проявляется в цвете, представляется очевидным. Эту связь постулирует М. Люшер, считая синий, зеленый, красно-оранжевый, желтый цвета символами покоя, активности, радости и надежды, а черный, серый, коричневый, фиолетовый — символами страха, неуверенности, озабоченности, напряженности (Lusher, 1971, р. 188). А. Эткинд также установил, что такие понятия, как удивление, радость, страх, ассоциируются соответственно с желтым, красным и черным цветами. Двойственные ассоциации вызывают гнев (красный и черный), грусть (серый и и-ний), интерес (синий и зеленый) (Эткинд, 1985).
Эмпирические исследования, проведенные в середине 80-х годов, показывают, что события, которые переживаются приятными, чаще других ассоциируются с благоприятными цветами теста Люшера, особенно с красно-оранжевым (Кроник, 1990, с. 146—147). Неприятные события чаще видятся серыми, очень неприятные — черными. Безразличные события чаще других окрашиваются в синие и серые цвета, a амбивалентные — в напряженные зеленые. Если в каждой группе событий упорядочить цвета по частоте ассоциаций и вычислить для получившихся ранжировок показатели тревожности по критерию 8-цветного теста Люшера, то mi более тревожны, как и следовало ожидать, очень неприятные события (∑!= 11), а наименее — очень приятные (∑! = 3). Это свидетельствует о возможности использования цветовой показателя тревожности для оценки оптимальности цветовых ассоциаций.
При анализе цветов, с которыми ассоциируются события разных сфер жизни, наиболее типичными сочетаниями оказываются следующие: события семейной жизни — красно-оранжевый цвет, работа — серый, изменения в состоянии здоровья — черный, перемены в обществе - серый, в природе — зеленый и серый. Больше всего тревожит «здоровье» (∑!= 10), спокойнее всего на «досуге» (∑! = 2).
Любопытны ассоциации, которые вызывают события разных возрастов. Первые 10 лет жизни чаще других вспоминаются в радостных, веселых, самых обнадеживающих желтых тонах. «Золотое детство» сменяется «сероватой» юностью (11—20 лет) и очень пестрой неоднозначной картиной молодости (21—30). Годы зрелости (31—50 лет), которые вместили в себя возраст наших опрашиваемых, ассоциируются с энергичным и бодрым красно-оранжевым цветом, к которому на шестом десятке добавляется синий цвет покоя и удовлетворенности. В буквальном смысле слова в черные тона окрашены поздние годы (61 и более). Остается только сожалеть, что они ассоциируются не с мудрым отношением к жизни, а с мрачным предчувствием небытия. Сильно тревожат также воспоминания о минувшей молодости, 21-30 лет (∑!= 9).
Можно предположить, что возможны некоторые различия в цветовых ассоциациях, событий (в расцветке картины жизненного пути) у разных поколений, людей, выросших и проживших в различные исторические периоды жизни страны, общества.
4.5. Психовозрастные показатели
В отдельную таблицу заносится информация о психовозрастных показателях опрашиваемого: мотивационная насыщенность, прошлого, настоящего, будущего и жизни в целом; психологический возраст; коэффициент взрослости; ожидаемая продолжительность жизни, ОПЖ (табл. 4-3).
Таблица 4-3. Психовозрастные показатели Н.
Психовозрастные показатели | Прошлое | Настоящее | Будущее | В целом |
Мотивационная насыщенность | 54,4% | 40% | 5,6% | 28,6% |
Психологический возраст | 27,2 лет | ОПЖ=50 | ||
Коэффициент взрослости | 108,8% |
Основа этих и других показатьлей — ответы опрашиваемого в процедурах причинного и целевого анализов, оформленные в виде каузоматрицы (см. также разделы 5.2, 5.4).
|
|
Для удобства вычислений психовозрастных показателей можно рядом с каузоматрицей написать количество различных каузальных связей. Количество связей, указанное в табл. 4-4, равно сумме «плюсов» и «минусов» в соответствующих участках каузоматрицы Н., приведенной ранее на рис. 4-3.
Таблица 4-4. Количество связей в каузоматрице Н.
Связи | Количество связей | ||||
Реализованные | Актуальные | Потенциальные | Всего | ||
Причинные | |||||
Целевые | |||||
Всего |