Цветовые ассоциации событий (цветовой тест событий)

В основу цветового теста событий положены идеи, проверенные и примененные A.M. Эткиндом (1985) в разработке цветового теста отношении (Цветовой..., 1995). Их можно кратко сформулировать следующим образом. Во-первых, цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоцио­нальной жизнью личности. Эта связь подтверждена во многих психологических исследованиях и используется в ряде психодиагностических методов (тесты Роршаха, Люшера, Фрилинга, методика Шварца-Дорофеевой и др.). Во-вторых, приятные (непротиворечивые) объекты отношения человек ассоциирует с приятными для него цветами и, наоборот, неприятные (противоречивые) объекты и отношения — с неприятными цветами. В-третьих, расхождение между данными цветовых ассоциаций и вербальными оценками указывает на противоречивое отношение человека к данному объекту или понятию. В-четвертых, цветовые ассоциации выявляют достаточно глубокие, частично или полностью неосознаваемые компоненты отношении, минуя при этом искажающие, защитные механизмы вер­бальной системы сознания (оценок).

Цветовой тест событий опирается на указанные 4 по­ложения. Обработка результатов проводится следующим образом.

Рангам цветов по привлекательности (приятности) "для себя" приписываются эмоциональные баллы: первым трем цветам в раскладе — положительные (+3, +2, +1), после­дним трем цветам — отрицательные (-3, -2, -1). Цветам, которые занимают в середине 4—5 места, приписывается нейтральный эмоциональный знак — «О». Например, если цветовой выбор опрашиваемого следующий — 5, 1, 2, б, 7, 3, 0, 4 (фиолетовый, синий, зеленый, коричневый, чер­ный, оранжевый, серый, желтый), то эмоциональные бал­лы определяются следующим образом:

Расклад цветов по предпочтению                
Баллы + 3 + 2 + 1     -1 -2 -3

В табл. 4-2 в графу ЦА заносятся цветовые ассоциации согласно номерам цвета в тесте Люшера; в графу НЭЗ эмо­циональные баллы события согласно цветовым ассоциа­циям.

Психолог при необходимости может проверить согла­сование вербальных и невербальных оценок события. Рас­согласование оценок указывает на конфликтогенность события в жизни человека, которая может быть и не осоз­нана (вытеснена).

Картина жизненного пути многоцветна. На собствен­ном опыте каждый знает, чем отличается серая жизнь от яркой, золотые деньки от черных дней, синь воспомина­ний от темного прошлого, розовые надежды от мрачных предчувствий. Цветовые предпочтения в тесте Люшера вы­являют, по существу, идеальную расцветку картины жиз­ни, то, в каких красках человек хотел бы видеть свою жизнь. Цветовые ассоциации событий указывают на реальную ок­раску картины жизненного пути, то, в каких красках чело­век видит свою жизнь в реальности. Сравнение идеальной окраски с реальной позволяет косвенно судить о степени принятия жизни: одно дело, когда она видится в желанных тонах, совсем другое — когда в нежеланных.

Предположение о том, что эмоциональная оценка про­является в цвете, представляется очевидным. Эту связь постулирует М. Люшер, считая синий, зеленый, красно-оранжевый, желтый цвета символами покоя, активности, радости и надежды, а черный, серый, коричневый, фио­летовый — символами страха, неуверенности, озабоченности, напряженности (Lusher, 1971, р. 188). А. Эткинд также установил, что такие понятия, как удивление, радость, страх, ассоциируются соответственно с желтым, красным и черным цветами. Двойственные ассоциации вызывают гнев (красный и черный), грусть (серый и и-ний), интерес (синий и зеленый) (Эткинд, 1985).

Эмпирические исследования, проведенные в середине 80-х годов, показывают, что события, которые переживаются приятными, чаще других ассоциируются с благоприятными цветами теста Люшера, особенно с красно-оранжевым (Кроник, 1990, с. 146—147). Неприятные события чаще видятся серыми, очень неприятные — черными. Безразличные со­бытия чаще других окрашиваются в синие и серые цвета, a амбивалентные — в напряженные зеленые. Если в каждой группе событий упорядочить цвета по частоте ассоциаций и вычислить для получившихся ранжировок показатели тревожности по критерию 8-цветного теста Люшера, то mi бо­лее тревожны, как и следовало ожидать, очень неприятные события (∑!= 11), а наименее — очень приятные (∑! = 3). Это свидетельствует о возможности использования цветовой по­казателя тревожности для оценки оптимальности цветовых ассоциаций.

При анализе цветов, с которыми ассоциируются события разных сфер жизни, наиболее типичными сочетаниями оказываются следующие: события семейной жизни — красно-оранжевый цвет, работа — серый, изменения в со­стоянии здоровья — черный, перемены в обществе - се­рый, в природе — зеленый и серый. Больше всего тревожит «здоровье» (∑!= 10), спокойнее всего на «досуге» (∑! = 2).

Любопытны ассоциации, которые вызывают события разных возрастов. Первые 10 лет жизни чаще других вспо­минаются в радостных, веселых, самых обнадеживающих желтых тонах. «Золотое детство» сменяется «сероватой» юностью (11—20 лет) и очень пестрой неоднозначной кар­тиной молодости (21—30). Годы зрелости (31—50 лет), кото­рые вместили в себя возраст наших опрашиваемых, ассоциируются с энергичным и бодрым красно-оранжевым цветом, к которому на шестом десятке добавляется синий цвет покоя и удовлетворенности. В буквальном смысле слова в черные тона окрашены поздние годы (61 и более). Остает­ся только сожалеть, что они ассоциируются не с мудрым отношением к жизни, а с мрачным предчувствием небытия. Сильно тревожат также воспоминания о минувшей молодо­сти, 21-30 лет (∑!= 9).

Можно предположить, что возможны некоторые раз­личия в цветовых ассоциациях, событий (в расцветке кар­тины жизненного пути) у разных поколений, людей, выросших и проживших в различные исторические перио­ды жизни страны, общества.

4.5. Психовозрастные показатели

В отдельную таблицу заносится информация о психовоз­растных показателях опрашиваемого: мотивационная насыщенность, прошлого, настоящего, будущего и жизни в целом; психологический возраст; коэффициент взрослос­ти; ожидаемая продолжительность жизни, ОПЖ (табл. 4-3).

Таблица 4-3. Психовозрастные показатели Н.

Психовозрастные показатели Прошлое Настоящее Будущее В целом
Мотивационная насыщенность 54,4% 40% 5,6% 28,6%
Психологический возраст 27,2 лет     ОПЖ=50
Коэффициент взрослости 108,8%      

Основа этих и других показатьлей — ответы опрашивае­мого в процедурах причинного и целевого анализов, оформ­ленные в виде каузоматрицы (см. также разделы 5.2, 5.4).

Для удобства вычислений психовозрастных показателей можно рядом с каузоматрицей написать количество раз­личных каузальных связей. Количество связей, указанное в табл. 4-4, равно сумме «плюсов» и «минусов» в соответ­ствующих участках каузоматрицы Н., приведенной ранее на рис. 4-3.

Таблица 4-4. Количество связей в каузоматрице Н.

Связи Количество связей
Реализованные Актуальные Потенциальные Всего  
Причинные          
Целевые          
Всего          

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: