Разрабатываемую нами форму психологической помощи — биографический тренинг — мы понимаем в достаточно широком смысле.
Цель биографического тренинга состоит в формировании у личности особого «чувства пути» — своего рода «компаса», помогающего точнее ориентироваться в изменяющихся жизненных обстоятельствах, вернее оценивать значимость тех или иных событий прошлого, настоящего и будущего, принимать оптимальные решения в ситуациях выбора, психологически грамотно строить отношения с членами различных событийных групп на своем жизненном пути (Хроник, 1988).
Существуют различные виды биографического тренинга: индивидуальный, парный, групповой.
Индивидуальный биографический тренинг проводится при помощи каузометрии «жизненных альтернатив» и «инструментальной» каузометрии. Эти варианты каузометрии, сохраняя алгоритм обычного каузометрического опроса, различаются лишь первоначальной инструкцией. Каузометрия «жизненных альтернатив» применяется при жизненной ситуации, называемой «развилкой», когда человек находится перед выбором альтернативного характера. Ему предлагается последовательно провести каузальный анализ межсобытийных отношений при различных вариантах выбора хода жизни. Он проигрывает (проживает во внутреннем мире) различные варианты решения проблемы. При жизненной ситуации, назовем ее «переправа», когда выбор сделан, но есть затруднения в планомерном разрешении сложной проблемы, проводится «инструментальная» каузометрия. Человеку предлагается рассмотреть значимые события текущего, переходного этапа его жизни.
|
|
Парный биографический тренинг подразделяется на каузометрию по совместной жизни супругов и каузометрию деловой жизни. Каузометрия жизни супругов направлена на разрешение существующих проблем семейной жизни, на согласование семейной перспективы; каузометрия деловой жизни — на согласование жизненных программ деловой жизни. При парной каузометрии партнеры совместно выделяют значимые события их жизни в прошлом, настоящем и будущем и проводят причинно-целевой анализ.
При групповом биографическом тренинге задачи формирования «чувства пути», оптимизации картины жизни, нахождения стимулов для жизни осуществляются в групповых занятиях с применением методов групповой дискуссии, ролевых игровых методов, посредством специально разработанных биографических приемов и др.
Описанные ниже приемы биографического тренинга применимы для подростков, юношей и взрослых.
Знакомство с психологией жизненного пути в ходе групповых и индивидуальных занятий может помочь в формировании у человека навыков позитивного биографического мышления, творческого отношения к своей жизни и бережного — к жизни других людей. Такое конструктивное отношение к жизни трудно бывает сохранить и детям, и взрослым на фоне социально значимых стрессогенных событий, войн и экологических катастроф, которые, увы, не редкость. Тем важнее психологическая работа, в задачи которой входят: устранение деформаций картины жизни, профилактика жизненных кризисов, коррекция перспектив и формирование установки на продуктивную, успешную жизнь, радующую и самого человека, и его близких.
|
|
Прежде чем описать техники такой работы, рассмотрим стадии отношения человека к стресс-событию на примере обследования подростков, переживших Чернобыльскую аварию.
7.2. Динамика отношения к стресс-событию [4]
Отношение человека к любому стрессогенному событию проходит в своей динамике шесть основных стадий (рис. 7-1):
а — восприятие локального факта;
б — ожидание возможных последствий;
в — осознание отдельных происшедших последствий;
г — понимание, что последствия стрессогенного события исчерпаны;
д — обесценивание последствий;
е — обесценивание факта.
Пережить стрессогенное событие — значит пройти все эти стадии и начать жить без стресса.
На первой стадии (а), стадии восприятия локального факта, человек, столкнувшийся со стресс-событием, пребывает в состоянии тревожной неопределенности.
На второй стадии (б), как показывают обследования детей после Чернобыльской аварии, стресс-событие переживается тяжелее всего — оно связывается с ожиданием болезней, смертей (своей и близких) и кажется самым актуальным событиям, происходящим буквально «сейчас» в психологическом времени. Тяжесть стресс-события значительно снижается, если осознание последствий сопровождается активным поиском причин, благодаря чему событие начинает восприниматься в контексте всей предшествующей ему жизни, как неизбежный факт своей биографии, и вызывает более спокойное, трезвое отношение.
Рис. 7-1. Динамика отношения к стрессогенному событию: - стресс-событие; О - предшествующие и последующие события.
Приведем пример. На рис. 7-16 показано каузальное поле события «авария» у двух старшеклассников, бывших припятчан, для каждого из которых авария — это все событие актуальное событие (имена далее условные). Женя (рис. 7-16 слева) связывает его только с будущим — с поездкой в Германию и собственной смертью. Лена (рис. 7-16 справа) связывает аварию не только с будущим, но и с тем, что когда-то она переселилась из села в Припять, а еще раньше родилась в райцентре. Эмоциональная окраска поля события «авария» у Лены намного спокойнее, чем у Жени.
На третьей стадии (в) ребенок видит, что какие-то последствия пугающего события уже реализовались. Оказывается, что эти последствия не так страшны, а некоторые из них даже приятны. Анализируя свою жизнь в диалоге с компьютером, дети, находящиеся на этой стадии, указывают, что вследствие аварии они переехали в Киев, пошли в новую школу (эти перемены воспринимаются в спокойных и приятных тонах), побывали в Артеке, на море, за границей. В целом негативные переживания по поводу событий, связанных с аварией, существенно смягчаются, а и некоторых случаях в поле стрессогенного события начинают преобладать даже положительные эмоции. Так, например, среди детей-припятчан нередко встречаются те, кто начинает глубоко интересоваться наукой, физикой и атомной энергетикой, поступает или собирается поступить на соответствующие факультеты и даже чувствуют себе возможности для открытий в этой области.
На этой стадии может продолжаться внутренняя работа по вплетению стрессогенного события в контекст своего прошлого. При этом встречаются совершенно неожиданные истолкования. Двенадцатилетняя Марина родилась 25 апреля, считает этот факт вторым по важности событием в своей жизни (на первом месте — рождение детей) и окрашивает его в самый приятный для нее красный цвет. Аварию она окрашивает в самый неприятный ей черный цвет, ставит на третье место и датирует тоже 25 апреля. Какое же из этих двух полярных переживаний является определяющим в эмоциональной окраске всей карты жизни – мрак аварии или радость рождения? Благодаря столь неожиданному совпадению этих двух событий между ними легко устанавливается синхронная связь, а на вопрос «Я родилась для аварии?» Марина отвечает: «Конечно, чтобы ее избежать». С аварией она связывает все события своей жизни, но почти все они окрашиваются в красный праздничный цвет ее рождения — пошла в школу (8 лет), закроют атомную станцию (12 лет), поеду в горы (13), окончу школу (16), свадь6а (18), дети (20), квартира (21), свадьба детей (39), в Припять (70), юбилеи (16, 40, 50). Лишь пенсия в 45 лет вызывает нейтральное отношение. Как видим, жизненный выбор Марины бескомпромиссен — она оптимист. Противостоять стрессу (26 апреля 1986 года) ей помогает собственное рождение (25 апреля). И каждый год в эти дни она готова радоваться жизни, несмотря ни на что.
|
|
На четвертой стадии (г) динамики отношения приходит понимание того, что прямые последствия стресс-события исчерпаны и жизнь продолжается. Хотя в ассоциативном поле аварии и эвакуации продолжают встречаться напоминания о болезнях и утратах, но преобладают в нем уже достаточно спокойные и светлые переживания, связанные с переездом на новое место жительства, с новыми друзьями и интересными путешествиями.
На пятой стадии (д) стрессогенное событие снова воспринимается как достаточно локальный единичный факт. Последствия аварии обесцениваются (на фоне новых, более значимых событий жизни), и пропадает интерес к поиску ее причин. Бывшее переживание превращается в воспоминание об очень давнем и не очень значимом, неприятном происшествии.
|
|
И, наконец, последняя стадия (е) — обесценивание факта и уход стрессогенного события так далеко, что оно даже не включается в список значимых событий.
Различные отношения к стресс-событию на перечисленных стациях проявляются также в оценках детьми ожидаемой продолжительности их жизни. Самые высокие оценки ставят, как это ни странно, дети, находящиеся на второй, самой тяжелой стадии (б), когда авария переживается все еще актуальной и очень значимой. Тревоги, связанные с болезнью и смертью, приближают эти события к психологическому настоящему, и, защищаясь от этих страхов, дети часто отодвигают возможную дату конца жизни в район ста и более лет. (Такие завышенные самооценки продолжительности жизни являются одним из защитных механизмов.) На следующих стадиях, по мере снижения остроты переживания, более реалистичной становится и ожидаемая детьми продолжительность жизни — 80 лет. Вместе с тем эти стадии (реализации последствий) чреваты и пессимистичными оценками. На фоне реальных болезней и утрат может возникать чувство укороченности своей жизни до 50 лет. Этот симптом, как правило, исчезает на стадии обесценивания последствий. Здесь вновь появляется надежда на возможность долгой жизни.
По данным обследований старшеклассников — бывшихих припятчан (41 человек), на разных стадиях развития отношения к аварии (5 лет спустя) находилось следующее число детей:
а — восприятие локального факта…………………………. 0 %
б — ожидание возможных последствий....... ………………13%
в — осознание отдельных происшедших последствий…… 17 %
г — понимание, что последствия стрессогенного
события исчерпаны.................................. ……………….29%
д — обесценивание последствий................... ……………….10%
е — обесценивание факта............................... ……………….29 %
Обследование проводилось в Киеве осенью 1991 го а. Для диагностики отношения к стрессогеиному событию использовалась вторая версия программы LifeLine (2.0), включающая в себя не только процедуры сбора, но и aанализа биографических данных.
Таким образом, в психологической поддержке нуждались почти 2/3 старшеклассников, у которых авария все еще оставалась весьма значимым стрессогенным событием их жизни (стадии б, в, г). Для половины этих детей поддержка была особенно необходима в связи с тем, что авария переживалась как все еще актуальное событие, последствия которого не исчерпались.