В настоящее время железнодорожный транспорт общего пользования и железнодорожный транспорт необщего пользования занимают разные ниши на рынке транспортных услуг, поэтому деятельность промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) в части оказания услуг для контрагентов на собственных железнодорожных подъездных путях является не конкурентной, а партнерской по отношению к железнодорожному транспорту общего пользования. Конечно, отдельные элементы соперничества в их деятельности можно отметить, но условия для полноценной конкуренции не созданы ни в перевозочной деятельности на железнодорожном транспорте общего пользования, где компания ОАО «РЖД» - единственный перевозчик, ни в выполнении начально-конечных операций на железнодорожных путях необщего пользования, которые осуществляют ППЖТ.
Организации промышленного железнодорожного транспорта до 1995 года входили в состав МПС России и относились к общероссийской сети железных дорог общего пользования. В 1992-1995 годах государственные предприятия «Промжелдортранса» были преобразованы в открытые акционерные общества. В те годы практически началась реформа железнодорожного транспорта.
Со сменой форм собственности характер производственной деятельности «Промжелдортранса» не изменился. На железнодорожных подъездных путях выполняются те же начально-конечные операции перевозочного процесса, что и на собственных железнодорожных подъездных путях железных дорог. По сути ППЖТ и железные дороги являются единым механизмом, обеспечивающим потребности грузовладельцев в перевозках по стальным магистралям.
Экономическая природа промышленного железнодорожного транспорта такова, что, с одной стороны, в полной мере должны быть удовлетворены требования и учтены условия технологических процессов обслуживаемых предприятий, с другой - обеспечено соответствие уровню развития и техническому оснащению железнодорожного транспорта общего пользования, с которым промышленные предприятия находятся в постоянном технологическом взаимодействии.
Для четкого обозначения отношений между владельцами инфраструктур, перевозчиками и другими участниками рынка транспортных услуг необходимо совершенствование основных понятий в федеральных законах «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
Основными вопросами, представляющими взаимный интерес при взаимоотношениях и взаимодействия при осуществлении перевозочного процесса железных дорог-филиалов ОАО «РЖД», промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ),частных транспортных компаний, являются: вопросы заключения договоров, разработки единого технологического процесса (ЕТП), предоставления неоплачиваемого времени, исчисления и внесения платы за пользование вагонами, предоставления услуг инфраструктуры, улучшения использования и обеспечения сохранности вагонного парка и многие другие.
Целью разработки данного курсового проекта является освоение студентами знаний по организации и осуществлению перевозочного процесса, формированию отчетности и оформлению договоров и особенностей организации деятельности транспортной компании на железнодорожных путях общего и необщего пользования.