Тема 10. Память

Память и её функции в жизнедеятельности человека. Подходы к изучению памяти в различных науках. Специфика психологических исследований памяти. Основные процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение). Виды и механизмы запоминания (непроизвольное, произвольное, мнемотехническое). Слуховая, зрительная, моторная память. Особенности хранения информации в памяти (кратковременная, долговременная, феноменальная память). Эмоциональная, когнитивная, личностная память. Образная и словесно-логическая память. Виды воспроизведения: узнавание, воспоминание, припоминание, забывание. Способы эффективного запоминания и развития памяти.

Вопросы для обсуждения

1. Классификация видов памяти по различным основаниям.

2. Экспериментальные исследования памяти.

3. Развитие и учёт особенностей памяти в учебном процессе.

4. Мнемотехника и способы улучшения памяти.

5. Память и способности.

Темы рефератов и сообщений

1. Психологические теории памяти.

2. Модели памяти в когнитивной психологии.

3. Нарушения и патологии памяти.

4. Возрастные особенности памяти.

5. Память и способности.

Задачи

1. Ученик, отвечая на уроке, воспроизводил материал очень неполно. Ему была поставлена неудовлетворительная оценка и сделано замечание, что он мало занимается дома. Ученик ответил, что много занимается дома (это подтвердили и родители). Какими недостатками в изучении материала можно объяснить,то, что во-первых, ученик плохо запомнил материал, во-вторых, то, что он был уверен, что запомнил его хорошо? [2]

Что бы вы посоветовали этому ученику и его родителям, опираясь на изученные закономерности функционирования памяти?

2. Исследования А.С. Смирнова показали, что при запоминании материала с составлением плана заучиваемого, через 9 дней забывается 24,8%, а при запоминании без плана – 43,2%. Т.о. прочность запоминания в первом случае почти в два раза выше. [3]

Объясните полученные результаты. Какие другие виды работы также способствуют лучшему запоминанию?

Упражнения

1. Используя изученные закономерности памяти, напишите несколько рекомендаций для учителей и преподавателей о том, как наиболее эффективно проводить закрепление, повторение и опрос по изученному материалу.

2. Проанализируйте, какие закономерности функционирования памяти учитываются (не учитываются) при создании телевизионной рекламы. Проиллюстрируйте примерами конкретных роликов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: