Учебные:
ü Создать у студентов представление о риторике как науке, имеющей традиционно большое значение для развития личности и общества в целом, а также о месте риторики в системе гуманитарных дисциплин.
ü Представить основные этапы развития риторики (от античности до современности), познакомить с основными трудами риторов разных эпох.
ü Представить категориальный аппарат риторики, классификацию родов и видов публичной речи и особенности судебного красноречия.
ü Создать у студентов четкое представление о публичной речи как средстве коммуникации.
ü Представить оратора и аудиторию как участников процесса публичного выступления.
ü Представить специфику текста публичной речи.
Образовательные:
ü Заложить базу риторических знаний и речевого самоконтроля.
ü Выработать у студентов риторические умения и навыки работы с текстом публичной речи.
ü Способствовать выработке навыков оратора и умений слушателя.
ü Научить строить ораторский диалог.
|
|
ü Дать направления индивидуальной работы по совершенствованию языковой личности.
Воспитательные:
ü Создать установку на осознание ответственности за слово как за поступок.
ü Создать установку на освоение уровня компетенции (в том числе речевой), соответствующей современному служителю Фемиды.
ü Повысить уровень общей (и речевой) культуры.
В результате изучения дисциплины студент должен:
получить представление:
1. об истоках и важнейших этапах развития ораторского искусства;
2. о нравственных основах судебной речи;
3. об общих принципах управления аудиторией;
4. о технике речи и невербальных средствах общения;
5. о концептуальных аспектах текста публичной речи;
знать:
6. базовые понятия современной риторики;
7. основоположников античной риторики, российской риторической школы;
8. риторический идеал разных эпох;
9. виды красноречия, в том числе особенности судебного красноречия;
10. лингвистические и экстралингвистические признаки судебной речи;
11. особенности защитительной и обвинительной речей.
12. этапы классического риторического канона;
13. назначение планов и их виды;
14. основные виды аргументов;
15. план риторического анализа публичного выступления;
уметь:
· различать основные виды красноречия;
· анализировать тексты публичных выступлений;
· описывать предмет речи;
· использовать основные стратегии повествования;
· рассуждать, опираясь на классический образец речи-рассуждения (хрию);
· пользоваться вербальными и невербальными ораторскими приемами;
· решать риторические задачи, учитывая при этом особенности речевой ситуации: участников, характер отношений, цели, обстоятельства и т.д.;
|
|
· аргументировать свою позицию;
· управлять своим голосом и готовить речевой аппарат к работе;
· следить за собственным дыханием и дикцией;
· определять необходимый темп речи;
· анализировать и оценивать свое и чужое публичное выступление;
· прогнозировать характер восприятия речи собеседником и привлекать
Структура курса предусматривает лекции и семинарские (практические) занятия. В соответствии с требованиями стандарта, ряд занятий предполагает проведение в активных и интерактивных формах.
Содержание теоретического (лекционного) блока дисциплины составляют основные разделы:
I – «Истоки, пути становления и особенности судебного красноречия»,
II – «Риторика – искусство убеждения»,
III – «Основы мастерства публичного выступления».
Семинарские (практические) занятия предполагают освоение основ практической риторики. В каждом разделе излагается теоретический материал (сопровождаемый практическими рекомендациями по продуктивному усвоению), выбираются тексты для анализа, даются задания для самостоятельной работы.
Данный учебно-методический комплекс ориентирован на студентов заочного отделения, специфика формы обучения которых предполагает, что значительную часть объема информации им предстоит освоить самостоятельно, поэтому включает:
1 – конспект лекций по основным темам дисциплины (Приложение 1);
2 – методические рекомендации по освоению дисциплины, в которых, помимо общих рекомендаций, представлены темы практических занятий (вопросы, задания и упражнения к этим занятиям – см. Приложение 2);[1]
3 – методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов ориентируют студентов на продуктивное усвоение навыков работы с текстом речи и сопровождаются практическими рекомендациями по приобретению исполнительских навыков оратора.
4 – список рекомендованной литературы содержит издания, имеющиеся в Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеке им. В.И. Ленина (издания указаны вместе с библиографическим шифром).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Ú знать основные исторические этапы развития риторики и представлять ее традиционно общественно-научную значимость;
Ú представлять особенности публичной речи как средства речевой коммуникации;
Ú уметь составлять тексты публичных речей разных родов и видов;
Ú владеть спецификой функциональных ролей коммуникантов;
Ú стремиться к приобретению навыка коммуникативного самоконтроля.
Общая трудоемкость дисциплины – 72 часа (2 зачетные единицы).