1. Виды диалога:
· Тематический диалог – строится в форме вопросов и ответов (интервью с ритором, взаимный опрос коммуникантов, экспертная оценка докладчиков).
· Риторический диалог – представляет собой цепь взаимосвязанных речей (конференция по риторическим проблемам, доклады);
· Эвристический диалог – имеет место в условиях конфликта, столкновения противоречивых мнений (спор о проблемах современной риторики, дискуссия о правилах поведения слушателей, диспут о свободе слова и т.п.).
2. Приемы убеждения и воздействия – см. раздел УМК «Методические рекомендации по изучению дисциплины».
Практическая подготовка:
1. Основные приемы развития коммуникативности – см. задание 7: «Самоконтроль и самооценка оратора. Схема синтетической оценки. Схема аналитической оценки» в УМК, раздел «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов».
2. Основные подгруппы невербальных средств общения – см. УМК, раздел «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
|
|
3. Задания по теме – см. Приложение 2. (2.3.) [4]
Методическая подготовка:
Занятие предполагает интерактивную форму обучения:
1 – ролевую игру «Невербальные средства общения»;
2 – организацию различных видов диалога: тематического, риторического и эвристического.
БУДЬТЕ ГОТОВЫ к выполнению следующих заданий:
1. Ролевая игра «Невербальные средства общения»
1.1. Игра «Мимика»
Цель: эмоциональная гимнастика.
Описание:Участники разбивается на две команды.
Ход игры: Каждый игрок одной команды последовательно поворачивается к одному из игроков другой и с помощью мимики и позы изображает некоторое эмоциональное отношение: восхищение, заигрывание, обида, ужас, усталость и др.
Игроку следует назвать эмоциональное состояние (или обратиться за помощью к команде).
Комментарий: При отгадывании эмоций необходимо понимать, что абсолютно точно угадать переживаемое человеком эмоциональное состояние только по его мимическому выражению очень сложно, причем еще и в ситуации, когда это состояние только изображается, а не переживается истинно. Но игра и строится на множестве гипотез и формулировок, очерчивающих некоторый эмоциональный ареал.
1.2. Игра «Угадай слово»
Описание:Участники разбивается на две команды.
Все пишут на листочках по существительному и сдают ведущему (существительные должны быть нарицательными и не слишком простыми). Это – задания для соперников (их количество должно быть равным).
От каждой команды поочередно вызывается игрок. Его задача –
за 20 секунд показать своей команде слово жестами.
Игра продолжается до последнего слова.
|
|
Победившей считается команда, разгадавшая наибольшее количество слов.
Могут быть учреждены номинации «За лучшее придуманное слово» и «За лучшее представление».
Комментарий: Если участник из команды-соперницы, не сдержавшись, правильно назвал ответ, очко приплюсовывается объясняющей команде.
2. Организация различных видов диалога: тематического, риторического и эвристического – по темам:
1. Основные приемы развития коммуникативности (самоубеждение, самоанализ, самоконтроль).
2. Ораторское чувство аудитории: разговорность речи, зрительный контакт, голосовой контакт.
3. Языковые средства контакта и воздействия на аудиторию.
4. Невербальные средства общения. Группы невербальных средств общения: кинесические, проксемические, просодические, экстра- и паралингвистические.
5. Границы допустимости речевого воздействия.
Темы 1 и 2 – для организации тематического диалога.
Темы 3 и 4 – для организации риторического диалога.
Тема 5 – для организации эвристического диалога
ПАМЯТКА
Не только по тому, ЧТО вы подготовите для выступления, но и по тому, КАК вы будете говорить, КАК будете сопровождать свою речь невербальными средствами – то есть по рисунку вашей речи, аудитория получит возможность оценить уровень вашей риторической подготовки.
Литература
Основная
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов: Уч. пособие. – Р/на-Д., 2011.
2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) – М., 2007.**
3. Ипатова И.С. Практикум по дисциплине «Риторика» для студентов заочной формы обучения. – Н. Новгород: ПФ РАП, 2014.**
4. Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А., Смелкова З.С. Риторика. Учебник. – М., 2010.**
5. Михалкин Н.В., Антюшин С.С. Риторика для юристов: Уч. пособие для бакалавров – М., 2012.*
6. Стернин И.А. Практическая риторика: Уч. пос. для студ. вузов. –
М., 2008.
7. Тимошенко Т.Т. Риторика: Практикум. – М., 2009.**
Дополнительная
1. Андреев В.И. Деловая риторика. – Казань, 1993.
2. Гласс Л. Я читаю ваши мысли / Пер. с англ. – М., 2003.
3. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). – М., 2006.
4. Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста: Уч. пособие. – М., 2010.
5. Ипатова И.С. Публичная речь: риторика текста: Уч.-мет. пос. по риторике для студентов вузов. – Н. Новгород: ПФ РАП, 2006*.
6. Ипатова И.С. Практическая риторика, или человек в контексте речи. – Н. Новгород, 2004.**
7. Ипатова И.С. Сборник тестовых заданий по дисциплине «Риторика». – Н. Новгород: ПФ РАП, 2013.**
8. Кузнецов И.Н., Масалов А.А. Язык мимики и жестов. – М., 2007.
9. Нелсон О., Голант С. Язык мимики и жестов. Что это такое. / Пер. с англ. – М., 2007.
10. Нэпп М., Холл Д. Невербальное общение. – М., 2004.
11. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. / Пер. с англ. – М., 2006.
12. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений: Расширенная версия. / Пер. с англ. – М., 2006.
13. Сикорский И.А. Физиогномика в иллюстрированном изложении / Читать человека как книгу – М., 1998. С. 7-219.
14. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.1. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М., 1985.
15. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека: Уч. пособие. – М., 2008.**
16. Читать человека, как книгу / Сост. Е. Знак. – М., 1997.
Интернет-ресурсы
1. http://www. gramota.ru – справочно-информационный портал«Русский язык»
2. http://www. orator.ru
3. http://www. Subscribe.Ru. Информационный канал
4. http://www. zhestov.net