РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины Риторика
Б.1.В.5. Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Вариативная часть
Направление подготовки
Международные отношения
Квалификация(степень)выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Разработчики (составители):
к. филос. н., доцент Хасанова Л.Р.
Уфа 2014
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. | Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы | |
2. | Цели освоения учебной дисциплины | |
3. | Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | |
4. | Рабочая программа | |
5. | Образовательные технологии | |
6. | Учебно-методическое и информационное обеспечение | |
7. | Материально-техническое обеспечение дисциплины | |
8. | Методические рекомендации для преподавателя | |
9. | Методические указания для студентов | |
10. | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | |
11. | Контрольно-оценочные материалы | |
Место дисциплины «Риторика» в структуре ООП бакалавриата
|
|
Данная дисциплина входит в раздел «Б.1.В.%. Цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Вариативную часть». ФГОС ВПО по направлению подготовки 031900.62 Междунароные отношения, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. №815, и является дисциплиной по выбору обучающихся.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в процессе изучения следующих дисциплин: «Культурология», «Философия».Дисциплина «Риторика» представляет собой важную дисциплину для подготовки специалистов в области международных отношений.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины риторики являются формирование у студентов представлений о формах, свойствах, структуре публичной речи, об особенностях восприятия и понимания речи, о правилах ведения диалога и дискуссии. Все это должно сформировать у студентов культуру мышления и коммуникации, а также способствовать формированию активной жизненной позиции и осмысленного восприятия многообразия мира политики и права.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные категории риторики, методы риторической деятельности, структурные элементы публичной речи, риторические жанры; особенности стилей речи, восприятия и понимания сущности и значения информации; правила и приемы подготовки и ведения дискуссии, дебатов и монологических форм коммуникации.
Уметь: системно мыслить, аргументировано строить устную и письменную речь, оказывать грамотное влияние на аудиторию, осуществлять компетентную интерпретации информации и логическое обоснование своей позиции, в том числе по проблемам международных отношений.
|
|
Владеть: навыками профессиональной коммуникации и ораторского искусства,методами ведения дискуссии, переговорного процесса, активного слушания и эмоциональной саморегуляции.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки 031900.62 – «Международные отношения»:
общекультурные компетенции (ОК):
· умение системно мыслить, способствовать к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение выявлять международно-политические и дипломатические смыслы проблем (ОК-1);
· умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
· готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
· стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);
· способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
· мотивированность на решении практических задач, нахождение нестандартных интерпретаций международной информации (ОК-22);
· владение политически корректной корпоративной культурой международного общения (формального и неформального), навыками нахождения компромиссов посредством переговоров (ОК-23);
· владение этикой межличностных отношений и эмоциональной саморегуляции (ОК-31);
· готовность принять на себя ответственность и проявить лидерские качества (ОК-32).
профессиональные компетенции (ПК):
общепрофессиональные:
· умение применять компьютерные технологии на уровне пользователя для решения профессиональных задач (ПК2);
в организационно-административной деятельности:
· владение техниками установления профессиональных контактов и развития профессионального общения (ПК-7);
· навыки рационализации своей исполнительской работы под руководством опытного специалиста с учетом накапливаемого опыта (ПК-10);
в исследовательско-аналитической деятелности:
· обладание навыками работы с аудиторией (ПК-15);
в учебн-организационной деятельности:
· умение выполнять функции ассистента в организации преподавательской деятельности по профилю образования (ПК-16);
профессионально-дисциплинарные компетенции (ПДК):
· умение профессионально грамотно анализировать и прояснить позиции Российской Федерации по основным международным проблемам (ПДК - 12);
· знание основ дипломатического и делового протокола и этикета и устойчивые навыки применять их на практике (ПДК-17).
4. Структура и содержание дисциплины «Риторика»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108часов.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Риторика очной формы обучения
Рабочую программу осуществляют: Лекции: к.филос.н. Хасанова Л.Р Практические занятия: к.филос.н. Хасанова Л.Р | Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 3 Учебных часов - 108 лекций - 26 практических занятий (в т.ч. в интерактивных формах) – 24 (18) самостоятельная работа студентов - 54 КСР – 4 |
Раздел дисциплины, темы | Семестр | Форма изучения материалов и кол-во часов | Интерактивные методы обучения | Меж-предметные связи | Инновационные методы в обучении | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
ЛК | ПЗ | КСР | СРС | |||||||
1.. | Модуль 1. Теоретические аспекты риторической деятельности | Текущий контроль: 1) опрос; 2) контроль самостоятельной работы студентов (проверка эссе, конспектов источников по риторике, научной литературы). Рубежный контроль – эссе. | ||||||||
2. | Тема 1. Основные направления развития теоретической и практической риторики | Публичное выступление | Философия, культурология | Использование интерактивной доски | Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка конспектов; 3) проверка подготовленности к интерактивному занятию; 4) контрольная работа. | |||||
3. | Тема 2. Тема 2. Законы современной общей и дипломатической риторики | Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка конспектов; 3) контрольная работа. | ||||||||
4. | Тема 3. Оратор и аудитория. Ответственность оратора | Интерактивная форма: Мозговой штурм: «Ораторское искусство». | Философия, культурология | Использование ресурсов электронной библиотеки | Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка подготовленности к занятию, проводимому в интерактивной форме; 3) контрольная работа. | |||||
5. | Тема 4. Риторические средства выражения | Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка конспектов; 3) контрольная работа. | ||||||||
6. | Модуль 2. Особенности риторической аргументации | Текущий контроль: 1) опрос; 2) контроль самостоятельной работы студентов (проверка решения заданий, конспектов материалов риторической практики, научной литературы). Рубежный контроль – тестирование | ||||||||
7. | Тема 5. Специфика риторической аргументации | Интерактивная форма: Мозговой штурм: «Виды риторической аргументации». | Философия, культурология | Использование ресурсов электронной библиотеки | Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка конспектов; 3) проверка подготовленности к занятию, проводимому в интерактивной форме; 4) контрольная работа. | |||||
8. | Тема 6. Логическая и психологическая стороны убеждающей речи | Публичное выступление | Философия, культурология | Использование ресурсов электронной библиотеки | Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка конспектов. 3) проверка подготовленности к занятию, проводимому в интерактивной форме; 4) контрольная работа. | |||||
9. | Модуль 3. Техника подготовки речи и публичного выступления | Текущий контроль: 1) опрос; 2) контроль самостоятельной работы студентов (проверка решения заданий, конспектов источников по риторике, научной литературы). Рубежный контроль - тестирование | ||||||||
10. | Тема 7. Подготовительный этап публичного выступления | Семинар дискуссия (интеракт. форма) | Философия, культурология | Использование интерактивной доски | Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка конспектов; 3)проверка подготовленности к занятию, проводимому в интерактивной форме; 4) контрольная работа. | |||||
11. | Тема 8. Общее понятие о композиции речи | Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка конспектов; 3) контрольная работа. | ||||||||
Тема 9.Начало и конец речи: виды и требования к вступлению и заключению | Публичное выступление | Философия, культурология | Использование интерактивной доски | Текущий контроль: 1) опрос; 2)проверка подготовленности к занятию, проводимому в интерктивной форме; 3) контрольная работа. | ||||||
Тема 10. Выражение и произнесение речи | Публичное выступление | Философия, культурология | Использование интерактивной доски | Текущий контроль: 1)опрос; 2)проверка подготовленности к занятию, проводимому в интерактивной форме; 3) контрольная работа. | ||||||
12. | Модуль 4. Риторические жанры. | Текущий контроль: 1)опрос; 2) проверка конспектов. | ||||||||
13. | Тема 11. Понятие, сущность, виды риторического жанра | Публичное выступление | Философия, культурология | Использование ресурсов электронной библиотеки | Текущий контроль: 1) опрос; 2) проверка конспектов; 3)проверка подготовленности к занятию, проводимому в интерактивной форме. | |||||
14. | Тема12. Информационная и эпидейктическая речь | 1)опрос; 2)проверка конспектов; 3) контрольная работа. | ||||||||
15. | Тема 13.Убеждающая и призывающая к действию речь. | Интерактивная форма:Кейс-метод | Философия, культурология | Использование ресурсов электронной библиотеки | Текущий контроль: 1)опрос; 2)проверка подготовленности к занятию, проводимому в интерактивной форме; 3) контрольная работа. Зачет. | |||||
16. | Итого |
|
|
|
|