Как правило, дети о совершенном насилии первыми рассказывают своим сверстникам. Дети в возрасте от 3 до 5 лет чаще всего непроизвольно раскрывают факт насилия; подростки в возрасте от 13 до 17 лет делают это целенаправленно. Дети от 6 до 12 лет не имеют ни малейшей склонности говорить о насилии ни непроизвольно, ни намеренно, и это представляет наибольшую трудность в работе специалистов с ними.
Детям дошкольного и младшего школьного возрастов легче строить рассказ через игровой сюжет или опираясь на рисунок. Подросткам кроме рисунка можно задавать прямые вопросы. С детьми старше 12 лет прямой опрос – главный метод диагностики. Можно начать с общих вопросов, при этом коснувшись темы сексуального насилия: «Как складываются отношения с отцом?», «У тебя выделения из влагалища». Ты знаешь, откуда это ?». Особенно правдоподобно звучит рассказ, когда ребенок описывает сексуальные действия, не понимая их. Кроме того, необходимо обращать внимание на эмоциональные реакции ребенка.
В беседе с ребенком необходимо прояснить следующее:
1. Особенности семейного взаимодействия.
2. Характер взаимоотношений между ребенком и насильником.
3. Частота и длительность сексуального насилия.
4. Способы, которыми ребенка склоняли к сексуальному акту.
5. Наличие или отсутствие сексуального проникновения.
6. Особенности раскрытия факта сексуального насилия.