Уровень развития личности и йога

Напоминаю, что все это лично мнение, не претендующее на абсолютную истину.

Для начала несколько постулатов:

1. Личность человека проходит по мере развития несколько явно выраженных этапов (или уровней), кардинально друг от друга отличающихся по ключевым моментам.

2. Практика йоги на разных этапах развития личности тоже разная.

Поскольку знания об уровнях развития личности пока что не является общепринятым, то придется в двух строках его осветить

Итак, выделим следующие уровни развития личности, условно назовем их и дадим краткую характеристику.

1. Инфантильная личность.

По АП – наиболее подходящая характеристика для этого уровня развития – хаотичное блуждание во тьме. Т.е. в темном подвале и на ощупь. Внешний мир для этой личности абсолютно вероятностный – т.е. может чего произойдет, а может не произойдет, сама личность на это никак не влияет (точнее не понимает, что влияет), никаких причинно-следственных связей не отслеживается, способность к сколько-нибудь целенаправленной деятельности отсутствует по определению, желания откуда-то приходят и куда-то уходят, а когда приходят – то полностью захватывают. Т.е. чего левая нога захотела – то и будем делать.

Хороший пример инф личности – маленькие дети, бо все рождаются инфантильными личностями, какими бы развитыми мы не были в прошлых инкарнациях. Детям бессмысленно объяснять, что надо вот так и так потому что, они знают только одно – я хочу это сейчас и все, а дальше хоть трава не расти. Т.е. прогноз не развит никаким образом. Хороший пример из взрослых – Дядя Вася сантехник – сказал, что придет, может придет, а может нет, а если придет, так поковыряет чего как может, сшибет рубель, выпьет, закусит и упадет. В общем, я думаю, понятно.

Насчет обучения инф личности вопрос не простой – как сказал АП – инф личность в основном учит только господь Бог да и то в основном пинками -). По большому счету инф личность асоциальна, т.к. ничего полезного ни для себя, ни для общества сделать не может.

2. Подростковая личность.

Уже гораздо более продвинутый вариант. Я бы назвал эту личность социально-ориентированной. Т.е. она начинает осваиваться в социуме, начинает понимать некоторые законы общества, им следовать, имеет некий кодекс правил, которых придерживается, имеет общесоциальные идеалы, может целенаправленно добиваться поставленных высот и т.д.

Обычно переход от инф к подр личности происходит в момент, когда инф личность что-то очень сильно захочет такого, что не может быть достигнуто прямо сразу. Например, стать балериной или кинозвездой – понятно, что для этого надо много лет пахать в одном направлении. Возраст перехода может быть разный – у кого в три года, а у кого и никогда… Но обычно это происходит в школьные годы. Хороший пример – отличник в школе, который, как вы понимаете, от двоечника сильно отличается. Также часто это происходит при занятиях спортом – инф личность гоняла себе в футбол в свое удовольствие, а потом ей втемяшилось стать Пеле и пришлось собраться и тренироваться. Вообще любой человек, имеющий хоть какой разряд по спорту, уже не инф личность точно.

Далее диапазон подр личности очень широк – от просто хорошего рабочего до президента страны. Т.е. полный спектр общественно уважаемых профессий и достижений.

Подр личность, в отличие от инф, уже сама с собой может что-то сделать. Язык там выучить, или асаны или еще что-то, если увидит в этом какую-то важную для себя цель.

НО! – следует четко понимать, что все цели подростковой личности являются общесоциальными. Т.е. они могут быть с т.зрения социума положительные или отрицательные, например, желание стать вором в законе или академиком, но внесоциальными они быть не могут. Скажем, подр личность не может захотеть стать никому не известным отшельником-аскетом, ищущим смысл жизни. Вот всем известным отшельником она может захотеть стать -)

Следует отметить, что наш мир – это мир подростковых личностей. Т.е. именно они являются всеми уважаемыми и известными людьми.

3. Юношеская личность.

В первую очередь юношеская личность характеризуется четким пониманием ложности всех общесоциальных идеалов. Уточним – ложности не для социума (для выживания социума как раз все его идеалы то и нужны), а ложности для себя лично. Т.е. возникает некоторое смутное ощущения уникальности своего индивидуального пути, который к общесоциальному имеет разве что косвенное отношение. Но вот сам путь этот пока еще не виден. Юношеская личность стремится этот свой путь найти. Или даже Путь.

Следует обратить внимание вот на что – переход к юношеской личности возможен только тогда, когда на уровне подростковой личности человек достиг значимых для себя целей, побарахтался в «лучах славы» и понял, что все это тлен и обман, и так много-много раз -).

Цели юношеской личности в принципе внесоциальны – поиск себя, своего пути, своего места во вселенной, своего индивидуального восприятия мира и т.д.

Но еще раз повторим – своего выраженного пути (точнее выраженного ощущения, что ты на своем пути) у юн лич еще нет.

4. Зрелая личность

Тут можно сказать коротко – у зрелой личность есть свой индивидуальный путь, на котором она совершенно утвердилась независимо от чьего бы то ни было мнения. Путь это может быть любой. Но он не общесоциальный раз и не требует для зр лич никаких доказательств, что это так.

5. Интегрированная личность

Переход на уровень интегрированной личности в просторечии называется просветлением. После чего наступает долгий этап развития инт личности. Некоторые источники утверждают, что именно в этот момент человек становится собственно человеком, а не полумеханическим биороботом.

Итак, прошу прощения за долгое вступление, но вернемся таки к йоге.

Рассмотрим варианты йоги, которые возможны на этих уровнях личности.

1. Инф.личность – теоретически возможность занятия йогой как таковой отсутствует полностью. Т.к. с одной стороны йога требует определенных длительных целенаправленных действий, на кои инф лич не способна, и цели йоги не то что далеки от инф лич, а просто не входят в описание ее мира. НО! – самое интересное, что на этом уровне полно народу, которые занимаются псевдойогой. Достаточно посетить некоторые «духовные» сообщества, в которых вы найдете толпы инф личностей, уставших от превратностей бытия (потому как эти самые превратности инф личностью никак не могут быть ни поняты ни приняты) и поверивших посулам неких лидеров. Примеры, я думаю, каждый сам себе найдет.

2. Подр.личность – тут уже мы найдем достаточно много занимающихся йогой. НО! – цели, которые ставит подр.личность при занятиях йогой достаточно далеки от Патанджалевских. Обычно это здоровье, внешние кондиции, следование моде, возможность поговорить в своем кругу о духовном развитии, иногда попытка достичь сиддх или каких-то сверхспособностей. При этом внешне такие йоги могут вполне выглядеть очень даже ничего себе. И могут заниматься довольно таки регулярно и фанатично и даже у весьма продвинутых инструкторов. Да чего греха таить – и инструкторов на этом уровне личности мы найдем. На этом уровне часто присутствует абсолютизация какого-то из стилей йоги или учителя – типа наша йога самая йогическая йога, а все остальное профанация.

3. Юн.личность – тут уже на первый план выходят духовные цели йоги. Т.е. попытка использовать йогу для поиска своего пути. Частенько происходит попытка сделать йогу своим путем, что из этого выходит – сами поглядите вокруг. Кроме того юношеская личность интересуется вообще всем подряд, что лежит за пределами общесоциального понимания мира – всеми системами саморазвития, БИ (уже не как мордобитием, а как системой развития) и т.д. и т.п. Соответственно частенько йогу смешивают со всем чем только можно. И нельзя сказать, что это плохо – это просто закономерный этап развития себя. На этом этапе чел может заниматься статикой, динамикой, медитацией такой и сякой, пранаямой, цигуном и т.д. и т.п.

4. Зрелая личность. Это уже таки хороший йог. Т.к. он уже прошел все что мог на уровне юн.личности, понял, что лично ему надо, выбрал свой стиль, может быть близкий к какому-то известному, а может быть выработал свой уникальный. Этому человеку уже не надо ни от кого подтверждений того, что он практикует правильно. Он и так это знает. Ему не надо ничего никому доказывать и вообще идея о правых и неправых йогах у него рассеялась, бо стало ясно, что сколько человеческих путей – столько и йог…

5. Интегрированная личность. Самадхи, просветление как устойчивое состояние. Не как разовое переживание (что бывает на уровне зр.личности не раз), а как устойчивое состояние, кардинальным образом меняющее взаимоотношения человека и мира. Более тут, как вы понимаете, не напишешь.

Засим прощаюсь.

Прошу почтенную публику извинить своего покорного слугу за отнятое время.

Еще раз напоминаю, что все вышенаписанное есть некое отражение вопроса, как я его на данном своем уровне развития вижу, и написанное не с целью кого-то поучить, а скорее с целью лучше систематизации картину мира в голове автора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: